Назад в 90-е. Наши впечатления от Jagged Alliance 3

Назад в 90-е. Наши впечатления от Jagged Alliance 3 на RPGNuke

Ревью-копию ролевой тактики Jagged Alliance 3 нам предоставили за неделю до релиза. Учитывая занятость, пройти игру целиком не представлялось возможным, а потому предлагаем вашему вниманию первые впечатления, написанные по результатам 15-часового знакомства с новым творением студии Haemimont Games.

Jagged Alliance 3 оказалась удивительным путешествием в прошлое. Во времена, когда оригинальные концепции подвергаются переосмыслению, интерфейсы упрощаются, а переусложнённые механики считаются дурным тоном, третья часть культовой серии делает всё наперекор современным тенденциям в игровом дизайне. И делает это со вкусом!

Если в новомодных тактических RPG вам не хватает контроля, умеренного микроменеджмента, нарочито подробной симуляции, сложных тактических задач и полного погружения в роль командира боевого подразделения наёмников — можете закрывать эту статью и смело переходить к покупке, ведь Jagged Alliance 3 создавали именно для таких, как вы. Игра возвращает пользователя прямиком в 90-е, и, пусть делает это не совсем элегантно, в эффектности ей не откажешь — она прёт напролом, едва не затаптывая игрока своеобразной харизмой.

Там, где другие современные тактики предпочитают срезать углы, триквел культовой классики, наоборот, наращивает «мясо», не стесняясь превращать в игровую механику любой элемент. Игроку необходимо не только собирать отряд и заниматься его экипировкой, но и платить бойцам жалование, следить за показателями стресса, чинить заклинившее оружие, своевременно пополнять боекомплект, давать уставшим героям отдохнуть, модифицировать вооружение для соответствия постоянно растущей угрозе и вовремя латать разнообразные элементы защиты.

На всё вышеозначенное необходимы время и ресурсы, и если последние пополняются в ходе обыска каждого закоулка многочисленных локаций, то с первым возникают проблемы. Наёмники требуют еженедельную оплату, а значит, сутки-другие, потраченные на отдых шести бойцов для избавления от серьёзных ранений, могут не только влететь в копеечку, но и лишить отряд наиболее ценного в критически важный момент бойца.

Но главное, что наёмники здесь — не просто «болванчики» с разными именами и классами, а полноценные личности со своими характерами, особенности которых подчёркнуты массой диалоговых взаимодействий. Герои не только вставляют свои пять копеек в разговоры игрока с NPC (пусть порой и выдавая что-нибудь совершенно непотребное, в соответствии со своим непростым характером), но и общаются между собой, обсуждая привычки и предпочтения друг друга. Кроме того, персонажи обладают определёнными предубеждениями или, наоборот, симпатиями к тем или иным коллегам. Так, например, некоторые наёмники уже знакомы и могут как предпочитать работать в одной команде, получая бонусы, так и отказываться от ваших денег, если в отряде есть кто-то, кого они на дух не переносят.

Отличаются герои и своими умениями, применение которых не ограничивается сражениями. Какие-то персонажи способны вытащить из стоящей неподалёку машины пригодные для «крафтинга» запчасти или починить сломанный прибор, другие замечают растения, из которых можно приготовить лекарства, третьи способны обнаруживать и обезвреживать мины, а четвёртые ловко орудуют отмычками, вскрывая замки. При этом все герои разделены на классы (медик, взрывотехник, механик, снайпер, универсал) и обладают набором пассивных и активных способностей, а также рядом черт, которые как помогают, так и мешают в бою. Некоторые персонажи при получении ранения могут выйти из-под контроля, а другие во время прицельной атаки одиночным выстрелом разъяряются, выпуская по врагу сразу половину магазина. Есть среди наёмников и те, кто позволяют выбрать уникальную реплику в диалоге с NPC, разблокировав недоступный другим героям уровень взаимодействия.

И даже на этом разработчики не остановились, разделив черты на множество самых разных категорий как по уровню важности, так и по классу. Так, например, снайперы могут получать бонус атаки по конкретной части тела, а механики починяют примус оружие во время нахождения на локациях. Некоторые герои-старики более не способны развивать свои умения естественным путём, прирождённые одиночки получают бонус при отсутствии рядом других членов отряда, а специалисты по рукопашному бою совершают соответствующую атаку вне очереди, если мимо них пробегает противник. В игре десятки разнообразнейших черт, которые раскиданы между бойцами в соответствии с их предысториями и характерами, естественным образом объединяя повествование и игровые механики.

Для тех же, кто предпочитает иметь собственное альтер эго, авторы Jagged Alliance 3 подготовили возможность создать уникального героя, пройдя специальный опросник или задав параметры вручную. Однако здесь игрока поджидает неожиданная проблема — для «кастомного» наёмника доступно всего шесть аватаров. Учитывая обещанную поддержку модификаций, это вряд ли станет большой проблемой, однако какому-то количеству первых игроков может немного подпортить общее впечатление.

Отдельного упоминания заслуживает озвучка персонажей, выполненная в нарочито утрированном ключе. Герои звучат так, словно прибыли в игру прямиком из боевиков 90-х, а в некоторых персонажах без труда узнаются архетипы героев культовых фильмов. Впрочем, эти аналогии проведены не очень кричаще, что позволяет не обращать на них внимания или вовсе не замечать. Так, например, поляк Бобби Гонтарски по прозвищу «Анаболик» одержим своими мышцами и говорит по-английски с заметным акцентом, что пусть и не в лоб, но намекает на Арнольда Шварценеггера. К счастью, сценаристы удержали баланс и не скатились в откровенную буффонаду, чего, например, не удалось сделать авторам серии FarCry.

Сохранение духа 90-х в повествовательном аспекте разработчикам удалось на славу и лишний раз подчёркивается характерным саундтреком, однако самое важное достижение кроется в том, как тонко и сбалансированно ощущается сама игра. С одной стороны, серию заметно осовременили по сравнению с Jagged Alliance 2, добавив массу элементарных удобств, вроде индикатора целей, по которым тот или иной персонаж сможет открыть огонь, оказавшись в указанной точке. С другой, разработчики, кажется, нарочно сохранили ряд архаичных решений как по части управления, так и в аспектах интерфейса, сделав игру более дружелюбной для тех, кому тактические игры 90-х милее новомодных XCOM и Mutant: Year Zero. В Jagged Alliance 3 сохранился даже стилизованный под экран компьютера интерфейс взаимодействия с центром найма бойцов, дизайн которого претерпел минимальное количество изменений со времён второй части.

Игра поражает количеством и разнообразием возможностей, большинство из которых не найти в других современных играх. И если по отдельности они встречаются в тех или иных проектах, то вряд ли можно вспомнить один, где хотя бы половина представленных в Jagged Alliance 3 возможностей не только наличествует, но и работает как единое целое, а не набор разрозненных механик.

И даже сражения, в которых игроку предстоит провести значительную часть времени, могут быть инициированы не сразу. В рамках мирной фазы исследования локации пользователь может сократить численность противников, используя навыки скрытности и оружие с глушителем, заметно облегчив себе предстоящее боестолкновение. Есть у игрока и возможность совершить диверсию, заняв более выгодную позицию или усадив одного из спутников за станковый пулемёт, ещё до наступления фазы боя подорвав бочки с горючим вместе с парочкой потенциальных оппонентов.

Когда же речь заходит о прямых конфронтациях, в дело вступает привычная система укрытий, однако и тут авторы не пошли лёгким путём. Как и в большинстве современных тактик, укрытия в Jagged Alliance 3 разделяются на полные и частичные, заметно влияя на шансы попадания по противнику, однако значительную роль играет угол атаки. Так, например, противник, укрывшийся за «половинчатым» укрытием типа стального контейнера, может присесть, что сделает шансы на попадание по нему околонулевыми, однако боец, находящийся под углом 45 градусов от цели, сможет без штрафов попасть по противнику. Единственным ограничением станут части тела, по которым пройдёт урон, — лишь ноги и голова присевшего за ящиком супостата оказываются неприкрыты преградой, но они же являются наиболее трудной мишенью по умолчанию.

В таких мелочах проявляется внимание к деталям, которое авторы Jagged Alliance 3 поставили на первое место. Да, в игре есть сюжет, побочные задания, яркие и харизматичные персонажи (это касается не только NPC) и масса элементов ролевого отыгрыша, однако именно детализации всего и вся посвящена третья часть культовой франшизы. Взрывающиеся бочки уничтожают укрытия и «лут», успешные выстрелы в голову почти наверняка убивают противника, сильные ранения приводят к серьёзному упадку морали бойца, а связанные с личностью персонажа предметы попросту нельзя заменить на другие — герой отказывается брать удобный военный стилет вместо семейного родового ножа.

Jagged Alliance 3 — это комплексная ролевая тактика с огромным количеством возможностей и многоступенчатым игровым процессом, который при желании можно «усмирить» настройками уровня сложности. Делать это, впрочем, совсем не хочется, ведь все представленные в игре системы и механики работают как часы, дополняя друг друга.

Единственным действительно серьёзным недостатком третьей части популярной серии можно назвать анимации смертей противников, которые для пошаговой тактики выполнены из рук вон плохо. Игра, в которой львиная доля удовольствия базируется на успешности атак, попросту не может позволять себе настолько невыразительной анимации гибели ненавистных супостатов.

Тем не менее Jagged Alliance 3 — это уникальный пример того, как неопытные на первый взгляд фанаты культовой серии делом доказывают, что понимают её лучше других. После череды неудачных игр, стыдливо прятавших своё естество за подзаголовками, действительно достойным продолжателем серии стал проект, не побоявшийся примерить на себя гордую цифру «3».

В эпоху, когда перезапуски и сиквелы взяли за привычку отсекать лишнее, концентрируясь на ключевых аспектах культовых игр и выдавая это за «выжимку эссенции», Jagged Alliance 3 выглядит как настоящий динозавр, выбивающий дверь хвостом с воплем «How do you do, fellow kids?!»… но с этим динозавром хочется «затусить», потому что он, в отличие от хипстерских товарок по жанру, не пытается «молодиться», а честно и откровенно заявляет: «Я стар, а потому крут, сынок. Смирись или иди на хер».

Комментарии


Del-Vey

Эмбарго спало. Игру я не прошёл, но готов ответить на любые вопросы.


Kangaxx

Щикарно. Какой я молодец, что купил.

К сожалению, первые две части не играл (но их я тоже купил, так что ворвусь), но скрины и вообще описание неплохо так вейнули мне Сайлент Штормом. А это ну прям очень хорошо для меня.

Так что буду врываться. Спасибо за статью.


Albatross

От создателей Surviving Mars (одной из самых лучших и самых аутистичных стратегий последних лет) я меньшего и не ожидал.

P. S. Лаптоп (да, лаптоп) выглядит именно так, каким он остался в моей памяти. 


GriZZly

Шикарно написано. Для старых JA я был слишком мал и глуп, хоть и пытался, но в этот ворвусь обязательно.


Petrusso

А как дела с оптимизацией?


Del-Vey
7 минут назад, Petrusso сказал:

А как дела с оптимизацией?

На максимальных настройках графики работает в 70-100 fps (вплоть до 120, но сильно скачет, так что я поставил ограничение в 60) на ноутбуке с мобильной NVIDIA RTX 3060 и AMD Ryzen 5 5600H. В 55-60 fps на Steam Deck (поддержка геймпада уже имеется, так что играется без проблем).


Galactrix

Ну значит врываемся. 


Del-Vey

image.png

Журналист PC Gamer пишет, что не успел за 40 часов пройти. Мне бы столько времени свободного, чтобы 40 часов за неделю наиграть! :D


Крэй

Лежит в библиотеке родная, заранее купил как дань серии. Осталось только как-то найти на эту радость столько же времени, как 20 лет назад, и победить маленькую токсичную версию себя в борьбе за компьютер.


Eotas

Ну судя по стриму, что я сегодня смотрел в игру стоит сыграть. Это прям олдовая тактика с олдовыми механиками. Особенно в бою много фич, которых не было даже у последних икскомов и феникс пойнта. Там даже реализовали линию прострела, т.е. целишься в дальнюю цель, когда её закрывает другая цель и пуля (полагаю возможно зависит от вида оружия и калибра патрона) пролетела насквозь первую цель и попала во вторую, убив обе цели. Такое я мало где припомню :shot

P.S. Шоп где я брал ключ к стиму ставит время выдачи ключа на 16.00 пятницу. Вероятно в этот час и будет релиз... ну надеюсь :)


rytomen

Игра не кажется слишком камерной? Объясню, в ja2 на карте сектора с учетом наемников, ополченцев и армии могли происходить огромные «зарубы».


IMRYK

на скриншотах часто видно, что бойцы прямо вплотную с живыми врагами ход заканчивают, иногда прямо посреди открытого пространства, во второй части такое обычно жестоко наказывалось, какая обычно дистанция боя и влияние хп?

не хотелось бы стрельбы в упор из автоматов, у кого раньше хп кончится


Del-Vey
В 14.07.2023 в 11:43, rytomen сказал:

Игра не кажется слишком камерной? Объясню, в ja2 на карте сектора с учетом наемников, ополченцев и армии могли происходить огромные «зарубы».

Кажется. Локации довольно скромные по своим размерам, хотя есть и крупные. Но я не могу на 100% говорить, поскольку все проведённые в игре 15 часов ощущались так, словно у меня тут затянувшийся пролог. Но в паре крупных сражений на два десятка бойцов я поучаствовал уже в первые часы. Скорее всего, дальше будет масштабнее.

В 14.07.2023 в 13:14, IMRYK сказал:

на скриншотах часто видно, что бойцы прямо вплотную с живыми врагами ход заканчивают, иногда прямо посреди открытого пространства, во второй части такое обычно жестоко наказывалось, какая обычно дистанция боя и влияние хп?

не хотелось бы стрельбы в упор из автоматов, у кого раньше хп кончится

Дистанция разная, при этом персонажи на всех дистанциях одинаково косые в начале игры. Тут легче лёгкого промазать, стоя в упор. Но оружие получше уменьшает шансы на промах.

Оказавшись на открытой местности, боец чаще всего быстро «отлетает». С хитпоинтами, конечно, переборщили, наёмники и враги могут пару очередей из автоматической винтовки выдержать порой, но это компенсируется тем, что после такого приключения персонаж получает пару неизлечимых обычными аптечками ранений, а это означает понижение максимального порога HP до момента полного исцеления через отдых. А время — деньги. То есть даже при возможности пожертвовать кем-то ради выполнения цели лучше искать более безопасные варианты, т.к. последствия необдуманного хода могут аукнуться в будущем.


Ksander De'Koz
В 14.07.2023 в 03:12, Del-Vey сказал:

готов ответить на любые вопросы

внедорожник на 1 скрине можно взорвать или так и было?

вообще, я купил пару дней назад, пока распродажа была, но загрузка так и не началась. хотел с работы прийти и засесть на выхи.

В 14.07.2023 в 04:11, Del-Vey сказал:

ноутбуке с мобильной NVIDIA RTX 3060 и AMD Ryzen 5 5600H. В 55-60 fps на Steam Deck

не хвастайся)

В 14.07.2023 в 11:43, rytomen сказал:

Игра не кажется слишком камерной? Объясню, в ja2 на карте сектора с учетом наемников, ополченцев и армии могли происходить огромные «зарубы».

ну да, на карте без зданий. в каком-нибудь лесу замучаешься ниндзю на карачках отыгрывать в поисках врага)


Del-Vey
6 минут назад, Ksander De'Koz сказал:

внедорожник на 1 скрине можно взорвать или так и было?

Я кинул рядом гранату, он и рванул. Можно взорвать много чего, включая укрытия и контейнеры с лутом, который безвозвратно портится. Если бы внедорожник остался цел, из него можно было бы вытащить детали, это механик делает.


Doka

А стены разрушаемы?


Del-Vey
29 минут назад, Doka сказал:

А стены разрушаемы?

Да. Специально загрузил старое сохранение и закидал здание гранатами.

До:

JAGGED_ALLIANCE_3_1.jpg

После:

JAGGED_ALLIANCE_3_5.jpg


GR3k
В 14.07.2023 в 15:58, Del-Vey сказал:

После:

Печка из мифрила, видимо, сделана.


Ksander De'Koz
В 14.07.2023 в 16:08, GR3k сказал:

Печка из мифрила, видимо, сделана.

все оч реалистично)

c28e7e3abb0042dabe420aa45e8879c0.jpg

В 14.07.2023 в 07:38, Eotas сказал:

P.S. Шоп где я брал ключ к стиму ставит время выдачи ключа на 16.00 пятницу. Вероятно в этот час и будет релиз... ну надеюсь :)

надеюсь, уже полдня захожу и вижу эту картину

image.png.d957b6b60f88151b62d8e8b53318625f.png


Del-Vey

В 16:00 релиз, да. Там же обратный отсчёт на страничке игры в Steam.

Кстати, саму игру обсуждать нужно будет не тут, а в специальной теме на форуме.


Katra
В 14.07.2023 в 03:24, Albatross сказал:

Surviving Mars (одной из самых лучших и самых аутистичных стратегий последних лет)

Такая красочная характеристика, что аж сыграть захотелось. :)

Обсудить на форуме ➥