Обзор изменений Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition

За несколько дней до релиза нам посчастливилось ознакомиться с Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition — на удивление таинственным переизданием культовой ролевой игры студии Obsidian Entartainment.

Разработкой обновлённой версии классики занимались Aspyr Media и Saber Interactive, однако до самого релиза студии не делились подробностями изменений, которым подверглась RPG.

Проект RPGNuke существует благодаря пожертвованиям читателей. Если вам небезразлична судьба сайта и у вас есть такая возможность, вы можете помочь нам продержаться на плаву в эти непростые времена:

  • Сбер: 2202 2018 4150 6187
  • Т-Банк: 5536 9139 0209 8496
  • Альфа: 4584 4328 2317 8315
  • Подписка\донат на Boosty
  • Подписка на Patreon

Спасибо за поддержку!


Оригинальная Neverwinter Nights 2 — игра очень проблемная. Всё в ней, от неудачного интерфейса до неудобной камеры, требовало серьёзной переработки, и справиться с этой задачей не смогли даже моддеры. Надежда на переиздание забрезжила, когда в индустрию ворвалась Beamdog, начав перевыпускать классические RPG. Увы, студия ветерана игровой индустрии Трента Остера так и не добралась до сиквела оригинальной Neverwinter Nights, производством которой разработчик руководил в составе BioWare.

Семь лет спустя исправить это досадное упущение взялись Aspyr Media и Saber Interactive.

ВНИМАНИЕ!

После релиза игры выяснилось, что значительная доля улучшений интерфейса, представленных на скриншотах ниже, актуальна лишь для консольной версии или ситуации, когда вы играете на PC, подключив геймпад.

Если вы будете играть с клавиатурой и мышью, то большую часть изменений в интерфейсе не увидите, поскольку игра автоматически переключается между соответствующими вариантами UI при подключении и отключении контроллера.

Эмбарго на публикацию материалов было установлено на 15 июля, 18:00 по московскому времени, то есть на момент релиза Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition, а потому знать о таких нюансах до выхода переиздания мы не могли.

За несколько часов до публикации статьи мы просили предоставить ещё и PC-версию ремастера для сравнения, однако ответа не получили, в связи с чем неосознанно ввели читателей в заблуждение. Приносим извинения.

Меню

Отличия бросаются в глаза уже в главном меню (оно абсолютно новое), а также на этапах выбора кампании и в процессе создания героя — эти экраны переработали, повысив читаемость текста, изменив дизайн и заменив буквально каждый элемент UI на новый.

Примечание: Скриншоты переиздания были сделаны в версии для PlayStation 5 в разрешении 4K, однако из-за большого объёма их пришлось уменьшить до 1080p и сжать. Скриншоты из Neverwinter Nights 2 Complete были сделаны в 1080p и редактированию не подвергались.

Здесь и далее скриншоты оригинала расположены слева, а ремастера справа, если не указано иное.

Создание персонажа

Количество элементов на экране выбора расы осталось неизменным, однако повысилась читаемость всех элементов.

То же касается и экрана настройки внешности.

Распределять характеристики героя теперь тоже удобнее — дизайнеры нового UI использовали всё доступное им место.

Графика

Разработчики ремастера не меняли графическую составляющую радикально, но внесли ряд точечных изменений, благодаря чему общее качество картинки всё же стало заметно лучше.

Так, например, на текстурах земли теперь более чётко выражены тёмные участки травы и камни, которые ранее расплывались в зелени. В глаза сразу бросаются и жёлтые цветы, которые хоть и присутствовали в оригинале, однако по какой-то причине были едва заметны, почти сливаясь с желтоватой травой.

Многих фанатов наверняка порадует возможность отключить в настройках эффект свечения (Bloom), ставший невероятно модным в середине нулевых, но не прошедший проверку временем (и глазами).

Отключение эффекта Bloom делает картинку чуть менее яркой, но при необходимости это исправляется в настройках. Зато никаких больше светящихся поросят!

Примечание: за исключением примера выше, все скриншоты были сделаны с включённым эффектом Bloom.

Пытаясь сравнить диалоги (стало лучше — субтитры больше не жмутся к леттербоксу), я обратил внимание и на другие улучшения качества картинки. Например, уже в диалоге на кадрах ниже можно заметить появление теней у персонажей. Оригинал (слева) работал при максимальных настройках графики, но по какой-то причине тени от героев не отображались в катсценах.

Изменения не радикальны, а потому я обратил на них внимание лишь при непосредственном сравнении двух картинок. Разница достигается за счёт множества маленьких улучшений тут и там. Освещение делает персонажей чуть более объёмными, земля выглядит естественнее, да и травы с цветами в Enhanced Edition немного больше.

С некоторых ракурсов в самой игре, впрочем, разница не кажется такой уж большой, однако в глаза всё равно бросается увеличенное количество растительности — травы, цветов и небольших кустов.

Камера

Отдельно стоит отметить, что разработчики ремастера позволили более тонко настраивать положение камеры. В оригинальной Neverwinter Nights 2 было всего полдюжины предустановленных вариантов отдаления, в то время как в Enhanced Edition камеру можно приближать и отдалять свободно. Это позволяет зафиксировать её на комфортном расстоянии и играть как в RPG с видом из-за спины.

Этому также способствует и обновлённое управление, позволяющее напрямую контролировать движения персонажа. Если вы играли в оригинальную NWN2, то можете помнить, что управление героем с помощью WASD было «танковым». По нажатию на W персонаж двигался не не туда, куда было направлено его лицо, независимо от положения камеры.

Камера в игре действительно стала лучше, но здесь кроется нюанс. На страничке игры в Steam разработчики обещали улучшенное управление камерой, и обещание они сдержали. Новая версия отзывчивая и удобная, а расстояние до героя тонко масштабируется (в оригинале было несколько фиксированных положений, между которыми можно переключаться). Однако поведение камеры осталось прежним — стоит между ней и подконтрольным героем оказаться стене, столбу или зданию, и она моментально приближается вплотную к персонажу, даже если вы играете с видом сверху.

Персонажи не «просвечиваются» через закрывающие их объекты, как в современных играх.
Вместо этого камера приближается к герою, стоит ему оказаться за преградой.

Проблема эта, впрочем, не касается подземелий — в них, при условии деактивации опции «Потолки всегда выключены» (она в игре работает некорректно: чтобы потолки исчезли, нужно её выключить), можно свободно перемещаться с видом сверху, и никакие объекты, оказавшиеся между героем и камерой, никак не повлияют на поведение последней.

Так камера ведёт себя в подземельях.

Предполагалось, что разработчики осознают проблему, известную ещё по оригинальной игре, и смогут перенести настройки поведения камеры в подземельях и на другие локации, но авторы ремастера почему-то этого не сделали.

Не хватает в игре и настройки чувствительности камеры — установленная по умолчанию скорость слишком велика.

Интерфейс и основные экраны

Первым, на что обратят внимание фанаты после создания героя, станет механика опустошения контейнеров, интерфейс которой в оригинальной версии сиротливо ютился под мини-картой. Теперь игрок может рассмотреть всё содержимое очередного сундука, а также воспользоваться горячими клавишами.

Стало значительно больше и окно неозвученных диалогов.

Радикальному преображению подверглись окна инвентаря и персонажа, которые ранее были отдельными элементами — в переиздании их объединили. Основную информацию о герое поместили на одном экране с инвентарём, а умения, навыки и настройки поведения героя расположились в дополнительных вкладках.

То же произошло и с картой местности — ей теперь можно пользоваться без микроскопа.

Карта мира тоже стала симпатичнее:

Преобразился и процесс торговли, ранее также разделённый на два независимых окна. В Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition они превратились в единый экран, куда более наглядный и читаемый, чем в оригинале.

Геймпад, Steam Deck и консольные версии

Поскольку оригинальная RPG выходила исключительно на PC, важным Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition стала полная поддержка геймпадов, верификация игры для работы на Steam Deck, а также портирование на консоли.

Перед разработчиками стояла задача адаптировать классическую CRPG для управления с помощью игрового контроллера, и справились они с ней лишь частично. Там, где давно существуют проверенные временем решения, авторы решили изобрести велосипед, а кое-что подсмотрели у коллег, справившихся с аналогичной задачей не лучшим образом.

К примеру, выбор пункта быстрого меню, открывающегося по нажатии L2 (левый курок), происходит в горизонтальной плоскости, а значит для доступа к одному из крайних пунктов придётся сделать аж три нажатия стрелки.

В качественных консольных портах такие меню не вынесены на отдельный экран, а реализованы в радиальном (круговом) формате, как, например, в играх серии Dragon Age или Mass Effect. Это делает перемещение по ним быстрым и удобным.

Увы, своё решение авторы подсмотрели у коллег из Owlcat Games— аналогичное горизонтальное меню было в консольной версии Pathfiner: Kingmaker.

Хотите вызвать у консольщика приступ ПТСР — покажите ему это меню из Pathfiner: Kingmaker.

Лучшим решением для таких интерфейсов являются радиальные меню с плавающим курсором-стрелкой. Они были стандартом для консольных портов игр BioWare ещё в эпоху Xbox 360 и PlayStation 3, однако разработчики современных CRPG и их ремастеров отказываются использовать достижения своих коллег, упорно изобретая велосипед.

Выбор персонажа — мини-ад консольщика

Другой проблемой управления стало переусложнение выбора подконтрольного персонажа. Чаще всего в консольных версиях CRPG для этого используют «бамперы» (L1 и R1 на PlayStation, LB и RB на Xbox), однако в Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition на эти кнопки повесили переключение между целями, будь то стоящие рядом сундуки или NPC, с которыми можно поговорить.

Проблема такого неэкономного использования и без того ограниченного ресурса кнопок геймпада заключается в том, что переключение между целями не является приоритетным. Оно без труда происходит с помощью левого стика, который управляет не только движением героя, но и направлением его взгляда. Последнее отвечает за то, какой из ближайших интерактивных объектов будет подсвечен.

Утверждение это не теоретическое — за 14 часов, проведённых в переиздании, я ни разу не использовал функцию переключения цели кнопками L1 и R2. Для этого проще (и удобнее!) направить левый стик в нужную сторону повернув героя к цели, что я и делал.

Можно подумать, что такое управление пригодится в бою, особенно когда герои окружены дюжиной противников, однако и тут куда более полезной оказывается возможность быстро переключиться между персонажами. В игре, где одной из ключевых особенностей боевой системы является возможность поставить бой на паузу и раздать команды, переключаясь между шестью героями, предложенная разработчиками порта механика кажется излишне громоздкой.

Чтобы переключиться с одного персонажа на другого, игроку необходимо:

  1. Нажать R2 (правый курок), открыв меню взаимодействия с героями;
  2. Стрелками «вверх» и «вниз» выбрать нужного спутника (несколько нажатий);
  3. Нажать кнопку «крест» для подтверждения выбора выделенного героя;
  4. Нажать кнопку «круг» для того, чтобы закрыть меню взаимодействия с героями.

Повторите шесть раз, чтобы раздать команды всему отряду, и попробуйте не свихнуться в процессе.

В числе других проблем консольной версии можно отметить быстрое сохранение из главного меню (Options + «Треугольник»). После вышеозначенной процедуры игрок вынужден нажимать кнопку «круг», чтобы из этого самого меню выйти. Последнее действие тут явно лишнее — нажатие кнопки быстрого сохранения должно автоматически возвращать пользователя в игру, в противном случае такое сохранение теряет в «быстроте».

Поиграв во всевозможные консольные порты CRPG, начиная от Baldur’s Gate и Planescape: Torment и заканчивая Dragon Age, Divinity: Original Sin, дилогией Pathfinder и Baldur’s Gate 3, я всё чаще замечаю, что разработчики черпают идеи у наиболее популярных и свежих игр, в то время как проверенные временем и куда более удачные решения уходят в прошлое.

Эпоха доминирования на игровом рынке Xbox 360 и PlayStation 3 породила целое поколение UX-специалистов, закалённых необходимостью искать способы адаптировать сложные системы под такое бесхитростное устройство, как геймпад. К сожалению, в последние годы разработчики портов всё реже обращаются за готовыми решениями к консольной классике, предпочитая изобретать квадратное колесо или перенимать неудачные решения у коллег по цеху — за это их не грех и пожурить!

***

Подводя итог, можно сказать, что Aspyr и Saber проделали отличную работу по исправлению настолько плохо состарившейся игры, полностью переработав её интерфейс и отчасти решив проблемы камеры. И пусть графические изменения не так уж велики, авторы ремастера устранили самые вопиющие недостатки оригинала, мешавшие наслаждаться классикой.

Я получил изрядную долю удовольствия и планирую посвятить Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition много десятков часов, однако не могу сказать, что остался полностью доволен ремастером и особенно консольной версией. Авторам переиздания ещё есть над чем работать, и будем надеяться, что они прислушаются к критике, исправив недостатки патчами.

Комментарии


Galactrix

Ну ясно. Прям врываться сломя голову особого смысла нету. Изменений не так много. 


Heisenberg

Жаль нового контента нет.


Del-Vey
1 минуту назад, Galactrix сказал:

Ну ясно. Прям врываться сломя голову особого смысла нету. Изменений не так много. 

Как минимум нужно дождаться мода (или патча), который позволит отдельно включать русские субтитры, сохраняя английскую озвучку. А то сейчас та позорная русская локализация, в которой первый же NPC говорит двумя разными голосами, по умолчанию стоит, если переключить язык на русский. Поэтому я потыкал для статьи, скриншоты сделал, но потом переключился на полностью английскую версию, так и буду проходить. 


Girveld

У них при создании персонажа голоса перепутаны, сдвинуты. Написан один голос, а звучит другой. :yes


Del-Vey

Для тех, кто не читал текст, а только картинки посмотрел сравнительные, продублирую информацию:

Опция «Потолки всегда выключены» в игре работает неправильно. Чтобы потолки исчезли, её нужно выключить, а не включить.

Если эту опцию не вырубить, в подземельях нельзя ходить с видом сверху, ибо там будут потолки, в которые упирается камера.


AnLac

Не знаю, на мой взгляд выглядит красивее чем было. Освещение прям очень сильно решает


Del-Vey

image.png

Извините, народ. В статью дисклеймер тоже добавил. Глупо получилось.

На PC игра выглядит вот так:

photo_2025-07-15_20-10-54.jpg


Allard
22 минуты назад, Del-Vey сказал:

Извините, народ. В статью дисклеймер тоже добавил. Глупо получилось.

На PC игра выглядит вот так:

Я чес-сказать, в охренелости. Они сделали демоническое переключение интерфейса на ПК - жмёшь кнопку на паде - включается новый, хороший интерфейс. Шевелишь мышью - тут же переходит на старый, хреновый, который был плохим даже двадцать лет назад.

Зачем? Это ведь... ну это же по идее должно быть сложнее, чем один интерфейс на всё про всё с минимумом разницы.


Del-Vey
19 минут назад, Allard сказал:

Зачем? Это ведь... ну это же по идее должно быть сложнее, чем один интерфейс на всё про всё с минимумом разницы.

Там в процессе создания персонажа используется новый интерфейс, а уже в самой игре — старый. Тоже непонятная мне концепция, они же стилистически даже разные совсем.


flinterid
1 час назад, Del-Vey сказал:

Извините, народ. В статью дисклеймер тоже добавил. Глупо получилось.

На PC игра выглядит вот так:

А в чём тогда заключается ремастер для ПК-игроков? В прикрученном решейде (который я и сам могу установить), более внятном управлении камерой (которое и в оригинале можно было настроить) и не танковом управлении персонажем (раскладки для которого любой человек с руками и сам сделает)? Какой-то, простите, говной этот ремастер попахивает. Пожалуй, оригинал с последним гоговским патчем и с модами на текстуры поправославнее будет.


g0dl1ke

Хочется верить, что с патчем дадут возможность выбора интерфейса и на ПК, сейчас он ничем не отличается от старой версии и все так же неудобен 

Вообще интересное совпадение, что игра вышла в стим и одновременно гоги решили ее допилить в тот же момент, спустя годы 


khmerdem

Только забыли добавить, что моды на оригинальную вторую часть делали решейд и текстуры качественнее чем в ремастере.

И что авторы ремастера умудрились не только НЕ ИСПРАВИТЬ старые баги, а ещё добавить новых.


Albatross

Забавно что на PC они даже директорию для сейвов/оверрайдов/настроек не поменяли в Documents. То есть если на комп раньше когда-то устанавливалась оригинальная NWN2, она будет конфликтовать с ремастером. Если ещё и моды какие-то ставились, то вообще всё сломается.


Allard

image.png.73dc3e0ac241882fe62092ee72e5fb59.png

Походу планировалась, но не была внедрена опция масштабирования интерфейса и выбора между старым и новым вне зависимости от устройств управления. Вот это я нашёл в текстовом файле EE.


iosa

Т.е. по событию подключения геймпада интерфейс переключается, а галочку в настройках сделать — религия не позволяет? Ну, что за головотяпство!


Du[R]aN

Судя по обзору и отзывам в стиме этот новый консольный интерфейс можно включить только если у тебя включён геймпад, а если как нормальный пк-игрок играешь с клаво-мыши, то страдай. Ещё и не то что баги не исправили, но и добавили новые. Вот это переиздание, вот это кайф. Хорошо, что я себя по рукам бил предзаказ делать. Не зря. Ещё и не факт, что всё сами разрабы починят и исправят.


Del-Vey

На PS5, кстати, багов нет вообще.


beaverenko

Клавишу быстрого сохранения переназначить нельзя. Клавиша быстрого сохранения по умолчанию F12. Угадайте, на какую кнопку делаются скриншоты в Steam.

Они вообще запускали это переиздание на ПК?


Ksander De'Koz

Хорошо, что не соблазнился на летней распродаже. Буду ждать патчей и посмотрю на скидку зимой


Allard

Окей. В игре всё-таки ЕСТЬ масштабирование интерфейса. Но только его за каким-то бесом не включили в опции.

Кому это нужно, дуйте в Documents\Neverwinter Nights 2\ и открывайте nwn2player.ini. В файле ищите строки UI Scale.

Первым делом у нас есть UI Scale Mode. По умолчанию выставлена на 3. Это выбор одного из трёх пресетов масштабирования. В принципе можно не трогать, если вы не планируете то и дело переключаться между разными пресетами.

Далее у нас как раз есть подразделы UI Scale Mode 1, UI Scale Mode 2 и UI Scale Mode 3. Это, собственно, и есть те самые пресеты, в каждом из которых встречаются строки UI Scale и UI EE Scale. Нас интересует UI Scale в подразделе UI Scale Mode 3.

По умолчанию он выставлен на... честно, не помню, кажется 0.6. При разрешении 1080р (да, я до сих пор не сменил монитор, окей?) это выглядит так:

20250715211025_1.thumb.jpg.ba4cb911c4e0252b1fe154e9a1aff4cc.jpg

Ну, то есть, короче, всё как было. А вот как оно выглядит при 1.5:

20250716182253_1.thumb.jpg.94eb7ca646afdd30dfcef8af69a792d5.jpg

Разница, что называется, налицо.

Геймпадный интерфейс всё ещё лучше, но так оно хотя бы... играбельно. Собственно, можно вводить любое значение по своему вкусу и подбирать под себя.


iosa
21 минуту назад, Allard сказал:

дуйте в Documents\Neverwinter Nights 2\ и открывайте nwn2player.ini.

А опции для переключения на консольный интерфейс там случайно нет?
Не факт, конечно, но теоретически — почему бы ей там не быть.


Allard
Только что, iosa сказал:

А опции для переключения на консольный интерфейс там случайно нет?
Не факт, конечно, но теоретически — почему бы ей там не быть.

Не нашёл, увы.

6 минут назад, iosa сказал:

А опции для переключения на консольный интерфейс там случайно нет?
Не факт, конечно, но теоретически — почему бы ей там не быть.

БИНГО! Нашёл!

Строчка ForceEEUI

Меняем на 1 и вуаля

20250716191152_1.thumb.jpg.1793407cdbda3229c259a393cd6dd3ce.jpg


Del-Vey

Он ещё и без обозначения кнопок геймпада на экране, то есть полностью готовый именно под клавомышь! Даже значок с глазом в левом нижнем углу не как на PS5.


KnightOfNine

Самое смешное, что всего этого можно было бы избежать, если бы они удосужились выложить ХОТЬ КАКИЕ-ТО скрины или видео с ПК версии. Им бы до релиза писюнов в панамку накинули и было бы время всё исправить. Это мы тут на РПГ-форуме сидим и понимаем, что они СДЕЛАЛИ новый интерфейс и он ЕСТЬ, а среднестатистический пользователь купил игру в Стиме и видит, что там вообще нет изменений. И делает рефанд.

Пытаюсь мыслить позитивно: может, негативный фидбек на старте заставит их еще какие-то улучшения-исправления ввести в дальнейшем, чтобы вину загладить. В конце-концов они же действительно провели какую-то работу с интерфейсом ._.


Allard

EE элементарно не доделано. С форсированным новым интерфейсом работают не все привязки клавиш - в инвентарь можно попасть только через меню-глаз, для него отдельной клавиши не предусмотрено. Камера управляется как в режиме от третьего лица в старом NWN2, то есть из рук вон плохо - вращение только по зажатию колеса и отсутствие возможности включить обзор камеры мышью. В папке с игрой всюду ридми и патчноуты из старой версии за каким-то бесом - их походу тупо забыли убрать.


iosa
22 минуты назад, Allard сказал:

БИНГО! Нашёл! 

Ура, товарищи!

А я уж начал думать, как эмулировать фейковое подключение геймпада. =)

Только что, Allard сказал:

С форсированным новым интерфейсом работают не все привязки клавиш

А вот это — не ура. =(


Allard

https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=3527284768

Сделали мод для раскрытия скрытых опций.


Albatross
50 минут назад, Allard сказал:

EE элементарно не доделано. С форсированным новым интерфейсом работают не все привязки клавиш - в инвентарь можно попасть только через меню-глаз, для него отдельной клавиши не предусмотрено.

Можно попробовать забиндить через keymap.2da, как минимум отдельная кнопка под глаз должна быть предусмотрена.

Обсудить на форуме ➥