Реанимируя Vampire: The Masquerade — Bloodlines. История разработки

Vampire: The Masquerade — Bloodlines

Очередной материал из цикла статей в рамках недели Vampire: The Masquerade — Bloodlines на RPG Nuke. На этот раз нам расскажут об истории разработки (и не только) культового творения студии Troika Games. Оригинал был опубликован на Eurogamer в 2014 году.

16 ноября 2004 года на PC вышли две игры, в основе которых лежал движок Source. Первая моментально стала современной классикой, а её создатели превратились в одну из самых влиятельных компаний в игровой индустрии. Вторую преимущественно проигнорировали, что привело к закрытию студии.

«Игру выпустили на прилавки в самый неподходящий момент – большинство людей даже не знали, что такая игра существует», — рассказывает Брайан Митсода, ведущий сценарист Vampire: The Masquerade – Bloodlines, — «Разработчики из Troika и поклонники игры всегда задавались вопросом, что ждало бы VtMB, если бы она вышла на шесть месяцев позже».

Bloodlines была отправлена на верную смерть. Незавершённая игра была поспешно выпущена издателем Activision, и у неё не было ни единого шанса противостоять горячо ожидаемой Half-Life 2. Впрочем, коммерческая смерть Bloodlines не поставила точку в истории игры. Благодаря химику-аналитику из Германии и его страсти исправлять поломанные вещи Bloodlines получил не шесть месяцев дополнительный разработки, а постоянную полировку в течение девяти лет.

Это история двух людей, которые вдохнули жизнь в одну и ту же игру: один – до её рождения, второй – после её смерти.

Troika Games была основана в 1998 году Джейсоном Андерсоном и Леонардом Боярским (автор оригинала несправедливо обделил вниманием Тима Кейна — прим.), а работа над Bloodlines началась в 2001 году. Брайан Митсода присоединился к Troika спустя год после начала разработки. До этого он трудился в Black Isle над TORN, амбициозным RPG-проектом на движке 3D Lithtech от компании Monolith. Разработка TORN была свёрнута в 2001 году.

Движок Source обладал мощнейшим инструментарием для анимации, позволяя создавать чрезвычайно эмоциональных персонажей, однако создание игры на движке, который находился в активной стадии разработки, ставило множество преград.

«Пока большинство студий превращалось в «заводы», Troika продолжали оставаться «гаражными» разработчиками и трудиться над полноценными RPG», — объясняет Митсода. «Я действительно очень заинтересовался тем, что они делают с сеттингом и лицензией White Wolf, они увидели это и, должно быть, посчитали, что я хорошо подхожу для проекта. Я был нанят в тот же вечер».

Митсода был нанят в качестве ведущего сценариста RPG, в то время, когда игры жанра становились хитами одна за другой. За три года до начала разработки Bloodlines вышли Baldur’s Gate, Planescape: Torment, System Shock 2 и Deus Ex, и все они были в чём-то похожи. Многоуровневые механики, огромные миры, где игрок мог принимать важные решения, и фантастический сценарий.

Bloodlines, казалось, собирается превзойти все эти игры. Команда Troika попыталась реализовать то, что Митсода назвал «дизайном кухонной раковины». В игре было четыре огромных хаба, включающих в себя множество мелких локаций. Всё это включало как ближний, так и дальний бой, систему скрытности, девять игровых рас, семь классов, четыре способа убеждения в диалогах, многослойную историю, сочетающую в себе взрослые темы, юмор и хоррор-элементы.

«Это откровенно удручает, когда пишешь персонажей, которые продолжают повторять, насколько дерьмовой является их жизнь», — говорит Митсода, — «Иногда должна быть надежда, персонаж должен чувствовать, что добро восторжествует – незадолго до того, как его убьют осиновым колом».

Очень часто, в качестве примера масштаба и амбиций Bloodlines приводят Малкавиан. Являющиеся безумцами Малкавианы получили совершенно иной сценарий, нежели другие игровые расы. Впрочем, по словам Митсоды, это было одним из наименее трудных аспектов разработки:

«Как часто бывает, работы оказалось куда больше, чем мы предполагали, но мне нравился этот процесс. Было не слишком сложно написать диалоги для Малка, требовалось просто добавить ещё один диалоговый столбец, чтобы изменить ответы или добавить дополнительные в инструменте для редактирования диалогов».

Ранняя модель Жанетт Воерман в ночном клубе «Везувий», расположенном на голливудском бульваре.

Более проблематично, по словам Митсоды, было работать с NPC, встречающимися на протяжении всей игры. Преимущественно из-за того, что все они были полностью озвучены и анимированы с помощью революционной технологии анимации движка Source.

«Было весело и немного страшно работать над Князем, это был важный персонаж и очень рискованный, так как без правильного актёра озвучки (Энди Милдер) он мог стать менее сложным и более прямолинейным».

Хотя движок Source и помог вдохнуть жизнь в персонажей Bloodlines на таком уровне, который прежде не наблюдался в RPG, он стал причиной многих проблем. Движок всё ещё находился в стадии активной разработки в Valve, а это значило, что Troika приходилось работать с новым, незнакомым кодом и инструментарием, и если что-то шло не так, то Valve была единственным источником технической поддержки.

Пусть это имело минимальное влияние на сценаристские обязанности Митсоды, однако радости та ситуация не вызывает и по сей день:

«Я не хочу работать с технологией, пока она не начнёт поддерживать инструментарий для дизайнеров. Сейчас полно движков, которые не находятся в бета-версии, а стоимость лицензирования не является ограничением, мы можем выбирать подходящий движок для будущих прооектов», — утверждает он, — «Я действительно уверен, что самый большой недостаток AAA-движков заключается в том, что инструментарий дизайнера не соответствует качеству графики. Если мне нужно два десятка человек, чтобы внести какие-то существенные изменения в ваш движок, то он для меня бесполезен».

Сочетание незавершённой технологии, безудержных амбиций и перфекционистского подхода привело к тому, что разработка Bloodlines была мучительно медленной. После трёхлетнего цикла, конца которому не было видно, Actvision поставила перед командой ультиматум.

«Нам сказали завершить проект в течении нескольких месяцев, в то время как мы понимали, что нам необходимо намного больше времени. Было очевидно, что к нашему проекту уже не относятся как к чему-то серьёзному».

Troika сделали всё возможное, чтобы подготовить игру к релизу, но она была далека от завершения. Bloodlines хвалили за проработанный игровой мир и сюжет, но другие проблемы игры были очевидны для всех. Спустя некоторое время после релиза большая часть команды разработчиков была распущена, а те, кто остался, разрывались между исправлением багов в Bloodlines и попытками придумать новый проект, который мог спасти компанию.

«Мы были рады релизу игры, но не были довольны её качеством. У нас не было других проектов, мы изо всех сил работали над прототипом, попутно пытаясь наладить контакт с издателями до того, как компания закроется навсегда».

Bloodlines вышла в один день с Half-Life 2 и это сыграло решающую роль в коммерческом провале и закрытии Troika в феврале 2005 года. В то время как Bloodlines продолжала плохо продаваться, Вернер Шпаль – химик-аналитик одного из университетов Мюнхена, — наслаждался игрой Valve.

«В те времена, я играл преимущественно в шутеры от первого лица. Но я был в восторге от движка Source и, следовательно, решил попробовать Bloodlines, которая была на нём создана».

Шпаль, известный в сети под ником Wesp5, долгие годы создавал модификации и патчи к различным играм вместе с братом. К примеру, создал улучшенную версию Midimaze для Atari ST, которая называлась Midimaze Plus. К моменту выхода Bloodlines он также работал и над рядом других модификаций, среди которых была Xen Warrior для Half-Life и Theme Doom. Будучи заядлым игроком в шутеры, Вернер был приятно удивлён и очарован разнообразием и глубиной Bloodlines, даже несмотря на её недостатки. Тем не менее, изначально он не планировал работу над патчами, однако всё изменилось в тот момент, когда он установил фанатский патч, созданный Дэном Апрайтом.

«Патч сломал мою игру!» — рассказывает Шпаль. — «Поэтому я решил связаться с ним и попросил исправить проблему, но он ответил, что закончил с патчами, и если я хочу что-то исправить, то я должен сделать это сам. Затем он объяснил мне, как это сделать, и после того, как я устранил проблему, я спросил его, могу ли я продолжить работу над его патчами – он согласился».

Шпаль взялся за работу над заплаткой в момента выхода официальной версии 1.2. Несмотря на два патча от Troika и два неофициальных от Апрайта, в игре оставалось огромное количество проблем, которые нужно было исправить. У Шпаля не было времени самому тестировать патчи, поэтому он полагался на сообщество Bloodlines, которое сообщало ему об ошибках и других проблемах.

«Были люди, которые помогали мне больше, чем другие, выискивая орфографические ошибки в диалогах, добавляя скрипты в Python, исправляя проблемы с кодом dll, моделями и помогали создавать карты».

Даже при поддержке сообщества исправление многих проблем Bloodlines было непростой задачей. Огромный масштаб игры и сложность кода часто приводили к тому, что исправление одной проблемы создавало другую. Кроме того, если исправление скриптовых ошибок было относительно простым, то погружение в ДНК игры, вызывало множество проблем.

«Всё, что связано с базовой геометрией или моделями, очень сложно исправить из-за отсутствия SDK-инструментария разработчика. Вы можете сделать это, только внеся правки в структуру уровня, поэтому я часто обращался за помощью к другим людям, когда дело касалось отдельных моделей».

Финальная модель Жанетт в совершенно другом клубе Санта-Моники — лишь небольшой пример того, как сильно может измениться игра в процессе разработки.

Со временем Шпаль стал увереннее работать с кодом Bloodlines, а неофициальные патчи вышли за рамки обычных исправлений и начали восстанавливать вырезанный или недоделанный контент. В патче 8.0 Шпаль восстановил одного из охранников, найдя в файлах игры его диалоги. Он использовал скрипт на игровой карте, чтобы найти то место, где должен был располагаться охранник, а затем попросил одного из членов сообщества записать для него озвучку. Самым значительным обновлением стало 8.4, в котором Шпаль при помощи сообщества игроков восстановил целый уровень игры.

«Нашим самым большим достижением является воссоздание вырезанной локации – библиотеки, которую мы создали с нуля, используя модели и текстуры, которые сохранились в файлах игры».

Постепенно патчи Шпаля стали изменять игру всё больше, уводя её от оригинального вида, что привело к волне критики со стороны поклонников Bloodlines. Вот почему сейчас патчи выпускаются в двух версиях: основной, содержащей лишь исправление багов, и расширенной, которая восстанавливает контент и вносит правки по многие аспекты игры.

Через девять лет после релиза Bloodlines неофициальные патчи продолжают выходить. Последняя версия была выпущена в апреле этого года, и Шпаль не намерен останавливаться на достигнутом.

«[Я буду продолжать] до тех пор пор, пока люди сообщают о проблемах, которые я могу исправить, и находят контент, который можно восстановить».

К сожалению, несмотря на все его старания, игра так и останется незавершённой. Уже сейчас есть список проблем, которые Шпаль не может исправить, и это заставляет задаться вопросом: «Зачем? Зачем тратить годы собственной жизни на проект, который никогда не будет завершён?».

«В первую очередь – исправление ошибок, но особенно восстановление контента, ведь чаще всего это куда интереснее, чем играть в игру, потому что это креативный процесс», — отвечает Шпаль. — «Во-вторых, меня очень раздражает, что такие драгоценные камни как Bloodlines потерпели неудачу, потому что не получили рекламы, которую получают крупные блокбастеры, или были выпущены не отполированными или незавершёнными».

После работы над шпионской RPG Alpha Protocol, другим амбициозным, но проблемным проектом, Митсода основал собственную компанию и сконцентрировался на разработке Dead State, в которой, как ни странно, хочет использовать опыт, полученный при разработке Bloodlines.

«Речь идёт о возвращении к истокам – небольшой команде, которая любит RPG. И пусть мы все находимся не в одном месте, но ощущения у меня такие же, как когда-то в Troika», — говорит Митсода.

«Было бы хорошо продолжить свою работу после релиза игры», — добавляет Брайн. — «Это тот опыт [времён разработки] Bloodlines, который я бы не хотел повторять».