Как «починить» серию Mass Effect

Mass Effect 5

Серия Mass Effect прошла удивительный путь от некогда одной из самых громких и популярных франшиз в игровой индустрии до посмешища, потешаться над которым не перестают и по сей день. Причиной падения стала неудачная Mass Effect: Andromeda, о проблемной разработке которой в своей статье рассказал Джейсон Шрайер (наш перевод этого материала вы можете найти здесь). Отсутствие чёткой концепции, попытки экспериментировать и менять уже устоявшиеся вещи в совокупности с большой текучкой кадров привели к тому, что основную часть проекта по кускам собирали в последние полтора года разработки.

Mass Effect: Andromeda не оправдала надежд Electronic Arts, продавшись пусть и внушительным, но недостаточным для успеха тиражом. Но хуже всего то, что она завела серию в тупик. Если журналисты приняли игру сдержано (71 балл из 100 у версии для PlayStation 4 на Metacritic и 72 балла у версии для PC), то многие фанаты и простые геймеры новое творение не оценили, утопив «Андромеду» в отрицательных отзывах. Впрочем, нашлось и немалое количество тех, кому она пришлась по вкусу.

Всё это привело к странной ситуации: с одной стороны делать прямое продолжение игры с не лучшей репутацией довольно рискованно, с другой же существует вероятность вызвать гнев большой группы поклонников серии, оставив сюжетные линии незавершёнными.

Как бы то ни было, BioWare уже работает над новой частью Mass Effect, а руководитель (уже бывший) компании Кейси Хадсон, стоявший у истоков оригинальной трилогии, совсем не стеснялся рассуждать о будущем серии.

Так как же «починить» Mass Effect, не вызвав гнева разделившегося в мнениях сообщества? У нас есть собственная идея, отличная от той, что лежит в основе уже анонсированной пятой части.

Сделать необычный приквел

Когда разработка третьей части франшизы подходила к концу, а судьба галактики так сильно различалась в зависимости от сделанных игроками выборов, что прямое продолжение было попросту невозможным, одной из идей для четвёртой игры было создание приквела, события которого разворачивались во время Войны Первого Контакта. Новые реалии вносят коррективы, а значит концепция встречи человечества с первыми представителями внеземных форм жизни проекту не подойдёт. В основу сюжета прекрасно укладывается история зарождения идеи, результатом которой стало путешествие Ковчегов в новую галактику.

Сюжет Mass Effect: Andromeda содержал несколько так и не раскрытых интриг, включая убийство руководителя «Инициативы» Джиен Гарсон и личность таинственного доброжелателя, профинансировавшего самый дорогой в истории проект колонизации. Большинство сходится во мнении, что анонимным меценатом был Призрак (Illusive Man), глава ксенофобской организации «Цербер», подпольно сражающейся за процветание человечества и его доминирование в галактике. На связи «Инициативы» с «Цербером», тайных операциях, шпионских играх и истории подготовки и реализации плана большого исхода, за которым явно стояло нечто большее, чем отстёгивание пары триллионов кредитов, можно выстроить интригующий сюжет — было бы желание.

Таким образом разработчики не только избавятся от оставшихся после Mass Effect: Andromeda хвостов, увязав события игр, но и взбудоражат фанатов посещением знакомых мест, таких как станция «Омега» и «Цитадель». Кроме того, существует масса планет, на которых игроки так и не побывали в оригинальной трилогии. К примеру, родные миры турианцев или салариан.

Новый протагонист

Особенно часто интернет высмеивал главных героев «Андромеды» — близнецов Райдер. Больше всего досталось сестре, анимации которой вкупе с кардинальной переработкой внешности исходной модели породили сотни издевательских «гифок». После такого не оправится ни один герой, а значит Райдерам пора на покой. К тому же, свою цель персонажи исполнили — нашли планету для колонизации.

Как и полюбившийся многим Шепард, новый протагонист может иметь отношение к войскам Альянса, однако для сюжетных нужд эти связи придётся обрезать. К примеру, сделав героя единственным выжившим в ходе тайной операции в тылу батарианских милитаристов. Эти шестиглазые инопланетяне на дух не переносят землян и регулярно подвергают объекты людей террористическим атакам. В ходе тайной операции по диверсии одного из таких мероприятий отряд гибнет, а наш герой попадает в плен, откуда его вызволяют оперативники «Цербера». Ценный кадр, к тому же официально числящийся погибшим в бою, не сможет избежать вербовки Призраком, с чего и стартует сюжетная линия.

Здесь же раскрывается простор для выбора предыстории героя, случайных столкновений с людьми из прошлого, сослуживцами, считающими его мёртвым и связанными с этим квестами.

Сюжет приведёт к очевидному финалу: наш герой окажется внутри криокапсулы, чтобы очнутся сотни лет спустя в другой галактике, где и продолжатся его приключения. Вы ведь помните, что большая часть «населения» Ковчега пребывала в криосне до самого финала Mass Effect: Andromeda?

Возвращение концепции «Героя»/«Ренегата»

Если в предыдущей игре с её темой исследования репутация из оригинальной трилогии казалась лишней, то здесь её возвращение будет как нельзя кстати. Однако помимо моральных ориентиров ей можно придать и вполне видимые воплощения. На геройской чаше весов будет всеобщее благо и сохранение галактического наследия в лице Джиен Гарсон, стоящей за Инициативой, а на ренегатской — доминирование в новом мире человеческой расы, за которое выступает глава «Цербера» Призрак. Словно ангел и демон, сядящие на плечах героя, они будут пытаться влиять на его мировоззрение и принимаемые решения, ведь герою так или иначе придётся взаимодействовать с обоими персонажами. Он бы и стал тем самым мостиком, который связывает их, сохраняя анонимность главы «Цербера».

Отказ от открытого мира

В рамках концепции исследования новой галактики идея с открытым миром казалась неплохой, однако пострадала от неудачной реализации.

Open World как маркетинговая наживка может быть актуальным в сугубо однопользовательских играх, ведь современному покупателю плотность контента и масштаб карты иногда важнее качества наполнения (привет, Assassin’s Creed), однако в случае с серией Mass Effect это теряет актуальность. Причина тому в наличие другого маркетингового рычага, способного завлечь массового покупателя — мультиплеера. Сумасшедшая популярность многопользовательских сражений ещё в третьей части серии привела к тому, что поддерживать сетевые баталии в Andromeda разработчики не перестали даже после объявления о прекращении выпуска патчей для сюжетной кампании. И это на фоне катастрофического для Electronic Arts провала игры, которая попала на распродажи уже через пару месяцев после релиза. Судя по всему, сетевой режим приносил достаточное количество денег.

***

Концепция Mass Effect прекрасно работала и раньше, а сейчас, когда ориентированных на повествование игр становится всё меньше, её ценность в глазах покупателей лишь возрастает. Это доказывает  как заметно растущий сегмент расходящихся миллионными тиражами среднебюджетных игр, таких как Vampyr, Divinity: Original Sin II или Kingdom Come: Deliverance, так и проекты самой Electronic Arts, вроде Star Wars Jedi: Fallen Order. Рынок как всегда диктует свои правила, и дефицит ориентированных на повествование игр породил соответствующий спрос. Пока что нишу планомерно занимают Focus Home Interactive, Bigben и THQ Nordic, но многие ждут триумфального возращения BioWare.