Хорошо забытое старое. RPG-франшизы, достойные воскрешения

Хорошо забытое старое. RPG-франшизы, достойные воскрешения на RPGNuke

Представляем вашему вниманию новый материал, написанный при поддержке наших вкладчиков с площадок Patreon и Boosty. Именно вкладчики решают, какие статьи мы будем писать в будущем, и если вы хотите повлиять на содержимое сайта — милости просим.

Жанр RPG пережил столько серьёзных изменений, что даже в рамках одной группы фанатов могут встречаться люди с диаметрально противоположными вкусами и предпочтениями, умудряющиеся ни в чём не соглашаться друг с другом. Сложно представить более содержательный, многообразный и комплексный пласт видеоигрового искусства.

Увы, после резкого ренессанса, вызванного взрывом популярности Kickstarter, RPG вновь начали стагнировать — мэтры, некогда создававшие самые рискованные и оригинальные проекты, выбирают безопасные сеттинги и механики, а новые студии всё чаще создают так называемых «духовных наследников», используя знакомые шаблоны. Несмотря на то, что почти все они оказываются весьма неплохими играми, жанру не помешает взбодриться, вспомнив о хорошо забытых франшизах, мирах и концепциях.

***

Disclaimer! При написании этой статьи нам помогли друзья из цифрового магазина GOG, предоставившие копии игр для освежения воспоминаний. Материал не является рекламным, однако мы не можем отказать себе в удовольствии разместить ссылку на GOG и упомянуть, что там можно приобрести все игры, фигурирующие в данной статье.

Al-Qadim

Al-Qadim

Al-Qadim: The Genie’s Curse — ролевая игра 1994 года выпуска, действие которой разворачивается в одном из подсеттингов популярной Dungeons & Dragons. Была разработана компанией Cyberlore Studios, спустя семь лет подарившей нам культовую Majesty.

События Al-Qadim разворачиваются в Захаре, пустынных землях, облик и традиции которых основаны на арабской мифологии и культуре. Стоит отметить, что Захара — это гигантский полуостров континента, на котором расположены Фаэрун и Ката-Тур, так что мир игры на самом деле является частью сеттинга Forgotten Realms, пусть и стоящей особняком.

В The Genie’s Curse игроку предстояло погрузиться в приключение в духе «Тысячи и одной ночи», взяв на себя роль изгоя, жаждущего вернуть было величие своему некогда великому роду.

В отличие от большинства ролевых игр того времени, делавших ставку на тактические бои, Al-Qadim относилась к поджанру Action-RPG и обладала довольно простой боевой системой, зато могла похвастаться крайне атмосферным и красочным оформлением.

Несмотря на жанровую направленность и наличие поддержки мыши, The Genie’s Curse полностью управляется с клавиатуры, а по концепции больше всего напоминает ранние выпуски серии The Legend of Zelda с тем лишь отличием, что в Al-Qadim есть полноценные диалоги и система развития. Тем удивительнее, что за пределы персональных компьютеров игра так и не вышла.

Конечно, в основе очарования Al-Qadim в первую очередь лежит необычный сеттинг, однако в наше время, когда разнообразие миров, в которых разворачиваются события видеоигр, не поражает воображение, этого вполне достаточно, чтобы выгодно выделяться на фоне товарок по жанру.

Darklands

Darklands

Действие Darklands 1992 года выпуска разворачивается на территории средневековой Германии, однако перед нами не историческая RPG, а, как называли её сами разработчики, реалистичное ролевое приключение в мире фэнтези.

Дело в том, что события игры помещены в сеттинг XV столетия с одним допущением: ведьмы, чудовища, колдовство и другие мифы, о которых необразованные крестьяне шептались и слагали байки, существуют на самом деле.

Darklands — прекрасный представитель поджанра Low Fantasy. В ней нет могущественных магов, разбрасывающих огненные шары, а монстры встречаются реже, чем голодные лесные хищники. Впрочем, хватает здесь напастей и более тривиальных. Обедневшие рыцари режут проезжающих по тракту торговцев как скот, религиозные фанатики при власти используют положение для собственной выгоды, а самым смертоносным убийцей является обыкновенная простуда.

В Darklands игроку предстояло собрать отряд их пяти человек и погрузиться в мир мрачного и реалистичного средневековья, обогащённого мифологическими элементами и вкраплениями фэнтези.

Особого упоминания заслуживает процесс создания персонажа, в ходе которого игрок последовательно определяет весь жизненный путь своего героя с самого его рождения и до начала событий игры. Более того, сами эти события происходят на протяжении всей оставшейся жизни нашего протагониста, а сам он к концу игры имеет все шансы умереть от старости, не успев завершить все свои дела. Стартовый возраст героя также определяется в момент его создания. Чем моложе персонаж, тем выше его физические параметры (с возрастом они начнут медленно понижаться), однако более зрелый протагонист имеет больше очков навыков для распределения и лучшую экипировку.

Реалистичные элементы и симуляция кроются и в других механиках. В Darklands наличествует сложная система репутации, благодаря которой игрока могут ненавидеть в одном регионе и превозносить в другом, а различные органы власти, будь то священнослужители или казначеи местных феодалов, требуют мзду и налоги, отказ платить которые понижает параметр «Благочестия».

Отдельно стоит отметить чудесные текстовые квесты, коих в игре немало. Там, где Pillars of Eternity использовала чёрно-белые зарисовки, авторы Darklands постарались на славу, создав множество уникальных и красочных изображений.

Кроме того, игра была одной из первых (если не самой первой) партийной RPG с активной паузой. Она как минимум популяризировала данную механику, чтобы спустя всего шесть лет после релиза Baldur’s Gate сделала её стандартом жанра.

Игра и по сей день терзает сердца и умы деятелей индустрии. Признававшийся ей в любви Джош Сойер уже давно поговаривает о желании создать своеобразного духовного наследника культовой RPG, а создатель Darklands и вовсе подумывает о разработке ремейка или сиквела.

Возвращение игры, вне всякого сомнения, способно немного встряхнуть жанр, намертво застрявший в обилии условностей, высоком фэнтези и постапокалиптических сеттингах.

Dark Sun

Dark Sun

Серия Dark Sun, основанная на одноимённом сеттинге настольной RPG Dungeons & Dragons, состоит из двух игр — Shattered Lands и Wake of the Ravager. Их действие разворачивается в мире Атас (ударение на первую «а»), пережившем магический апокалипсис. Некогда цветущая планета с обширной растительностью, Атас погубило бесконтрольное использование магии, превратившее его в гигантскую смертоносную пустыню. Такая земля не имеет ценности, а потому и типичные для других сеттингов глобальные вопросы местным попросту чужды. Здесь нет стран, пограничной грызни и геополитики, а населённые пункты представляют собой города-государства, правят которыми короли-колдуны.

Мир Атаса крайне жесток, циничен и не прощает ошибок, в нём широкое распространение получили рабство и гладиаторские бои, а за пределами городских стен живут дикари, каннибалы и банды головорезов, готовых перерезать горло путешественнику просто ради забавы.

Ещё одной важной отличительной чертой сеттинга является почти полное отсутствие в мире игры полезных ископаемых — здесь нет металла, а значит отсутствуют и классические средневековые мечи, стальные доспехи и кольчуги. Местные жители создают оружие из других материалов, таких как кость, камень, обсидиан и дерево, а для доспехов преимущественно используют кожу.

Учитывая необычность мира, классические правила Dungeons & Dragons для использования с данным сеттингом пришлось скорректировать. Так, например, в Атасе нет паладинов, поскольку существование такого рода персонажей в подобном сеттинге просто не представляется возможным. Нет здесь и богов, а клирики поклоняются стихиям, из которых и черпают свои силы. Учитывая отсутствие растительности и скудный животный мир, с друидами здесь тоже не всё так просто — представители этого класса вместо природы служат элементалям, от которых также перенимают способности. Кроме того, в мире Атаса широко распространена псионика — ею обладают даже некоторые животные.

Игры дилогии Dark Sun представляют собой партийные RPG, в которых игроку предстоит создать не одного лишь главного героя, а весь отряд из четырёх человек. И это, пожалуй, единственный важный элемент, от которого можно было бы отказаться в современном продолжении.

В Shattered Lands вы управляете группой приговорённых к боям на арене рабов, которым суждено не только сбежать, но и помочь другим беглецам организовать сопротивление королю-колдуну города Драж, на территории которого и разворачивается львиная доля событий. Сиквел же рассказывает о противостоянии Дракону Ур Дракса и его армии.

Dark Sun — это уникальный мир магического апокалипсиса со своей неповторимой атмосферой, особенностями и удивительными ограничениями, способными заставить разработчиков креативнее подходить буквально ко всему, что касается повествования, квестов и игровых механик.

Lionheart

Lionheart

Вышедшая в 2003 году Lionheart: Legacy of the Crusader стала олицетворением термина «неоднозначность». Классическая RPG в своей сердцевине, она унаследовала механику сражений от Diablo и неумело лавировала между битвами с монстрами в диких предместьях Барселоны и полными чудесных историй приключениям в стенах самого города.

Lionheart была почти уничтожена критиками, и игру действительно есть за что поругать. Формально её можно разделить на две почти равные половины, в первой из которых игроку предлагали многочисленные квесты, интересных персонажей, увлекательный сюжет и несколько фракций с возможностью к ним присоединиться, а во второй заставляли истреблять монстров, следуя почти линейному повествованию до самого финала.

Несмотря на все недостатки, Lionheart было за что любить. Интереснейший сеттинг фэнтезийного средневековья (действие разворачивалось в Европе, на территории которой в результате катаклизма появилась магия и различные фантастические существа) предлагал оригинальный взгляд на некоторые исторические события и реально существовавших личностей (в числе которых Шекспир и Да Винчи), а сюжет рассказывал о герое, унаследовавшем свою душу от самого Ричарда Львиное Сердце.

Магия, прорвавшаяся в наш мир вместе с духами, демонами и другими существами, обеспечила инквизиции и церкви карт-бланш — суеверные жители той эпохи так боялись всего непознанного, что с радостью наделили органы по борьбе с неизведанным почти безграничной властью.

Несмотря на серьёзные проблемы с балансом и невразумительную вторую половину игры (которую, впрочем, можно довольно быстро пробежать, если выполнять все побочные задания и успешно развивать своего героя с самого начала), Lionheart очаровала многих фанатов RPG, способных закрыть глаза на определённые недостатки. Увы, среди прессы таких оказалось не много — журналисты попросту уничтожили игру вместе с её шансами на хорошие продажи.

Впрочем, в определённых кругах вокруг творения студии Reflexive Entertainment сложился небольшой культ, состоящий из людей, надеющихся хотя бы на ремастер с исправлениями проблем баланса и другими корректировками.

Lionheart: Legacy of the Crusader — пример талантливо спланированной игры с огромным потенциалом, павшей жертвой проблемной разработки и технического несовершенства релизной версии. Возможно, когда-нибудь о забытой франшизе вспомнят и она наконец-то получит то, чего заслуживает. Кто-нибудь, позвоните THQ Nordic!

Anachronox

Anachronox

Anachronox можно смело назвать самой оригинальной игрой, представленной в данном материале. Разработанная знаменитой американской студией Ion Storm, она представляет собой ядрёную смесь из киберпанка, психоделического Sci-Fi, детективного нуара и конспирологического триллера, в центре которого лежат механики JRPG.

Действие игры разворачивается на искусственной планете Анахронокс, некогда созданной таинственной расой пришельцев, вымерших, как считается, в результате эпидемии. Сюжет крутится вокруг неудачливого частного детектива Сильвестра Бучелли, которого против его воли рекрутируют на выполнение необычной миссии — герою предстоит расследовать некие обстоятельства, которые могут привести к уничтожению Анахронокса.

Игра представляет собой партийную (постепенно главный герой обзаведётся шестью полноценными спутниками) RPG с пошаговыми сражениями, выполненными на манер битв из Final Fantasy и Chrono Trigger. Впрочем, разработчики не стали наследовать восточную визуальную стилистику, а потому Anachronox выделяется на фоне любых представителей как западной игровой индустрии, так и японской.

Авторы не стали перегружать игру механиками, упростив не только систему навыков, но и взаимодействие пользователя с инвентарём. В первую очередь разработчики сконцентрировались на основных элементах Anachronox — исследовании игрового мира, персонажах и повествовании, которое является сильнейшей стороной творения Ion Storm наряду с остроумными диалогами, отличным юмором и прекрасной по тем временам постановкой.

Увы, несмотря на внушительный объём игры, история так и не получила завершения. Разработчики планировали выпустить дилогию, но даже положительные отзывы прессы не помогли сиквелу получил отмашку на производство. Позднее издательство Eidos Interactive, владевшее правами на франшизу, было куплено Square Enix, но Anachronox Prime (так должно было называться продолжение) так и не увидел свет.

Однако для серии ещё не всё потеряно. В 2015 японский издатель анонсировал инициативу по воскрешению нескольких не самых востребованных франшиз силами независимых разработчиков при помощи народного финансирования. Среди них была и Anachronox, но за прошедшие годы никаких новостей о возможном продолжении так и не появилось. Надежда, впрочем, умирает последней.

Revenant

Revenant

Долгие годы после релиза популярность Diablo не давала покоя многочисленным разработчикам, пытавшимся повторить успех культовой Action-RPG, делавшей ставку на сражения с ордами монстров вместо исследования мира и взаимодействия с NPC. Тем удивительнее, что одной из наиболее близких к титулу «убийцы Diablo» стала игра, которая удерживала баланс между Action и RPG лучше других в поджанре.

Revenant рассказывает историю воскрешённого из мёртвых легендарного мага-воителя Лока Д’Аверама. Как и подобает, после возвращения к жизни герой не помнит ни своего прошлого, ни настоящего имени — все подробности собственной биографии протагонист раскроет по мере развития сюжетной линии.

Несмотря на относительно неплохой сюжет и наличие интриги, основой игрового процесса Revenant всё же являются сражения. И на этом поле игра укладывает Diablo на лопатки, даже не вспотев. В отличие от монотонного закликивания мышью, требовавшего от игрока использования одной руки, для эффективного управления персонажем в Revenant необходима ещё и клавиатура. Во время сражений герой не просто стоит перед противниками, периодически поглощая зелья лечения, а свободно перемещается по полю боя, имея возможность размахивать клинком в любой момент времени (в том числе и «в холостую»).

В зависимости от того, как игрок управляет Локом, последний может наносить рубящие удары, делать выпады мечом, бить плечом или пинать врагов ногами. По мере развития герой учит новые приёмы и получает возможность совершать сложные комбинации с уникальными анимациями, а также сочетать фехтование с магическими атаками и пируэтами. Вишенкой на торте являются красочные добивания, которых у Лока немало — по одному на каждый тип противников.

Несмотря на почтенный возраст и заметно устаревшую графику, Revenant в своей динамике может дать фору многим современным «диаблоидам», а её уникальная боевая система так и не получила должного развития. Во времена, когда поджанр переживает кризис идей, возвращение культовой в узких кругах Action-RPG вполне способно вдохнуть в него новую жизнь.

***

На протяжении недолгой истории существования нашей любимой индустрии было создано множество великих и уникальных игр. К сожалению, большая их часть будет забыта почти всеми, кроме горстки фанатов ретро, которых не пугает устаревшая графика, зачастую переусложнённое управление и необходимость активнее обычного использовать собственное воображение, дорисовывая картину игрового мира. Нам остаётся лишь надеяться, что хотя бы части из этих игр повезёт так же, как повезло Baldur’s Gate, System Shock, Turok и другой классике, получающей сиквелы, ремейки и обновлённые переиздания.

Комментарии


Silya

Джош Сойер давно мечтает запилить наследника Darklands. Может быть он займется им, после обсидиановского клона свитков.


Del-Vey
2 часа назад, Silya сказал:

Джош Сойер давно мечтает запилить наследника Darklands.

Статью не читал ты, чувствую я.

yoda-meditation-meditating-800x500.png


Forcemaster

Тут ещё важно уточнить, что они достойны именно жреческого Истинного воскрешения 9-го уровня, а не низкоуровнего поднятия трупа, как это нынче модно :[


Diethart

Lionheart так толком и не поиграл. Понравились первые несколько часов, но потом дропнул из-за кривого перевода. А сейчас она и не запускается вообще. 


Никитич

Воскресший (или как там Revenant обозвали) был хорош.

Хочется увидеть продолжение Al-Qadim, за арабский сеттинг. Варант из Готики 3 был приятной отдушиной от всепоглощающего, шаблонного изображения европейского средневековья в фэнтези антураже. Какая там была музыка и атмосфера... [смахивает скупую слезу с опалённой солнцем щеки].

Dark Sun, тоже за необычность. Костяная броня и оружие, в пустынных землях... Дом Редоран, ты ли это? Забавно, но на скриншоте диалога есть ещё одна схожесть: "I was an adventurer like yourself before...", - тут я приготовился читать дальше про колено, но история повернула немного в другую сторону.


Mauler

Э-эх, Lionheart... Сколько кайфа я получил от Барселоны и её окрестностей и сколько боли от перехода через горы во Францию. А ведь дальше были слепы Копья, путь обратно, Англия, пустыня... И я, прокачанный в основном в социальные и воровские навыки, пробивался через орды заклинанием Save-Load. По моим ощущениям Барселона и Монтелье это не половина, а от силы треть игры, а по времени моего прохождения так и пятая часть. Но всё равно ведь понравилось. И как-нибудь обязательно вернусь, теперь подготовленным.


smartmonkey

Спасибо за материал! Интересно было почитать про игры тех лет. Особенно удивило, что про Al-Qadim: The Genie’s Curse я вообще никогда не слышал, даже поиграть захотелось.

Обсудить на форуме ➥