Диванная аналитика: статистика продаж RPG в Steam

Steam

Благодаря масштабной уязвимости сервиса Steam стали известны подробности относительно количества игроков почти половины игр из каталога сервиса. Мы прошерстили первые четыре тысячи мест и выделили из них позиции, относящиеся к жанру RPG.

Стоит отметить, что столь точная статистика стала возможна благодаря подсчёту достижений, полученных игроками. Однако это также означает, что в списке нет игр, у которых отсутствуют достижения. Среди них, например, Fallout 3, The Elder Scrolls III: Morrowind и другие. Кроме того, сбор данных не был полностью завершён, поскольку Valve довольно быстро закрыла уязвимость в системе, благодаря которой и было возможно отслеживание достижений. Это также повлияло на представленный ниже перечень (некоторых позиций тут попросту нет).

Также обратите внимание на то, что в подсчёте имеется определённая погрешность по причине существования «неактивированных» копий, то есть игр, которые были приобретены, но ни разу не запускались. Впрочем, чаще всего такие копии приобретаются со значительной скидкой, а значит погрешность не имеет особой силы в плане определения коммерческого успеха той или иной игры.

  • The Elder Scrolls V: Skyrim — 13,235,488
  • Fallout 4 — 6,601,188
  • The Witcher 3: Wild Hunt — 5,479,626
  • Fallout: New Vegas — 5,222,533
  • The Witcher 2: Assassins of Kings Enhanced Edition — 4,585,616
  • Undertale — 3,581,310
  • Dark Souls III — 3,294,533
  • Dark Souls: Prepare To Die Edition — 3,289,250
  • South Park: The Stick of Truth — 2,533,584
  • Divinity: Original Sin II — 1,688,895
  • Star Wars: Knights of the Old Republic II — The Sith Lords — 1,529,038
  • Divinity: Original Sin — Enhanced Edition — 1,501,547
  • Dark Souls II: Scholar of the First Sin — 1,453,157
  • Deus Ex: Human Revolution — Director’s Cut — 1,358,070
  • Pillars of Eternity — 1,275,530
  • Deus Ex: Mankind Divided — 1,155,405
  • Titan Quest Anniversary Edition — 1,041,965
  • Dragon’s Dogma: Dark Arisen — 970,603
  • Kingdoms of Amalur: Reckoning — 963,308
  • Kingdom Come: Deliverance — 827,988
  • The Banner Saga — 747,734
  • Baldur’s Gate: Enhanced Edition — 745,407
  • Lords Of The Fallen — 742,534
  • The Incredible Adventures of Van Helsing — 726,646
  • Risen 2: Dark Waters — 713,807
  • Final Fantasy XIII — 707,712
  • Two Worlds II HD — 703,263
  • Dungeon Siege III — 638,566
  • Wasteland 2: Director’s Cut — 626,811
  • Fable Anniversary — 582,271
  • Final Fantasy VIII — 581,505
  • Final Fantasy X/X-2 HD Remaster — 568,989
  • Tyranny — 562,631
  • Shadowrun: Dragonfall — Director’s Cut — 530,607
  • Final Fantasy XV — 489,872
  • Baldur’s Gate II: Enhanced Edition — 420,031
  • Tales of Zestiria — 410,109
  • Dark Souls Remastered — 348,944
  • Nioh: Complete Edition — 347,803
  • Risen 3 — Titan Lords — 342,772
  • Final Fantasy IX — 333,922
  • South Park: The Fractured But Whole — 320,160
  • Tales of Berseria — 284,444
  • Game of Thrones — 272,599
  • Shadowrun: Hong Kong — Extended Edition — 268,438
  • Legend of Grimrock 2 — 260,443
  • ELEX — 254,457
  • Final Fantasy XIII-2 — 244,770
  • Lightning Returns: Final Fantasy XIII — 232,259
  • Pillars of Eternity II: Deadfire — 203,867
  • Mars: War Logs — 191,401
  • Deus Ex: The Fall — 181,210
  • Wolcen: Lords of Mayhem — 169,573
  • Bound By Flame — 169,288
  • Vampyr — 162,765
  • The Surge — 161,690
  • Final Fantasy III — 159,583
  • Icewind Dale: Enhanced Edition — 154,901
  • The Banner Saga 2 — 154,166
  • Final Fantasy IV — 135,594
  • Of Orcs And Men — 128,256
  • Avadon: The Black Fortress — 120,153
  • Final Fantasy XII The Zodiac Age — 110,374
  • Planescape: Torment: Enhanced Edition — 109,926
  • Final Fantasy VI — 103,271
  • The Technomancer — 100,047
  • Dex — 78,398
  • Shroud of the Avatar: Forsaken Virtues — 50,554
  • Blood Knights — 46,327
  • The Dwarves — 43,647
  • Realms of Arkania: Blade of Destiny — 34,258
  • Final Fantasy IV: The After Years — 31,223
  • Balrum — 23,771
  • Ash of Gods: Redemption — 23,369
  • StarCrawlers — 22,302
  • Avernum 2: Crystal Souls — 22,270
  • Avadon 2: The Corruption — 19,579

Благодаря данной статистике можно сделать некоторые выводы относительно успехов той или иной студии или игры.

Beamdog

Так, например, Можно отметить проекты компании Beamdog. Самой успешной игрой является переиздание оригинальной Baldur’s Gate, а вот последующие релизы идут по нисходящей. Впрочем, это отчасти объясняется тем, что первая Baldur’s Gate является обязательной для запуска дополнение Siege of Dragonspear, единственной новой игры в серии за долгие годы. Кроме того, данная серия является наиболее популярной среди всех проектов, разработанных на основе движка Infinity Engine.

  • Baldur’s Gate: Enhanced Edition — 745,407
  • Baldur’s Gate II: Enhanced Edition — 420,031
  • Icewind Dale: Enhanced Edition — 154,901
  • Planescape: Torment: Enhanced Edition — 109,926

Spiders Games

А вот дела студии Spiders Games идут так себе. Начав с проекта Of Orcs And Men, разработанного совместно с Cyanide, разработчики в дальнейшем выпустили распространявшуюся только в «цифре» Mars: War Logs, которой удалось привлечь ещё больше внимания игроков неординарным сеттингом. Сиквелу игры повезло меньше — The Technomancer за два года продалась вдвое меньшим тиражом, несмотря на больший бюджет и позиционирование в качестве AA-проекта. Bound By Flame также была игрой более высокой категории, однако не смогла превзойти Mars: War Logs даже в долгосрочной перспективе. Интересно, как обстоят дела на консолях?

Игры студии продаются стабильно, однако не показывают роста, что в условиях постоянно растущих расходов на производство может привести к плачевной ситуации. Впрочем, у разработчиков есть козырь в рукаве — грядущая GreedFall представляет собой RPG с полноценным открытым миром, в которой авторы планируют не гнаться за реализацией новых идей, а сфокусироваться на исправлении недостатков своих предыдущих проектов.

  • Mars: War Logs — 191,401 (2013)
  • Of Orcs And Men — 128,256 (2012)
  • Bound By Flame — 169,288 (2014)
  • The Technomancer — 100,047 (2016)

South Park

Отдельно стоит отметить разрыв между двумя играми серии South Park. Оригинальная игра от Obsidian разошлась впечатляющим тиражом в 2,5 миллиона копий, в то время как более свежая и громкая The Fractured But Whole не дотянула даже до 15% продаж своей предшественницы. В долгосрочной перспективе тираж, конечно же, заметно вырастет, однако вряд ли стоит ожидать, что более раскрученный сиквел сможет сравняться с первой частью по количеству проданных копий.

  • South Park: The Stick of Truth — 2,533,584
  • South Park: The Fractured But Whole — 320,160

Впрочем, на консолях игра чувствует себя увереннее. The Fractured But Whole в версии для PlayStation 4 продалась тиражом 1,31 миллиона копий (данные о коробочных версиях согласно VGChartz), в то время как The Stick of Truth для PlayStation 3 немножко не дотянула до миллиона, разойдясь в количестве 970 тысяч экземпляров. А вот на платформах Microsoft ситуация обратная. На Xbox 360 The Stick of Truth продалась почти миллионным тиражом, в то время как успехи The Fractured But Whole на Xbox One скромнее — 550 тысяч коробок. Впрочем, не стоит забывать, что за 3,5 года, разделяющие релизы игр, на консолях заметно вырос цифровой сегмент.

Divinity

Отличные показатели демонстрирует серия Divinity: Original Sin. Первая игра с момента своего запуска почти ровно четыре года назад (релиз состоялся 30 июня 2014) разошлась тиражом в 1,5 миллиона копий, в то время как сиквел смог превзойти этот результат на 10%, продаваясь всего 10 месяцев. При этом у игры наверняка будет всплеск продаж благодаря релизу переиздания Enhanced Edition и сопутствующей пиар-активности студии в конце августа. Остаётся лишь пожелать удачи храброму бельгийцу Свену Винке и его студии с нелёгким прошлым и, надеемся, светлым будущим.

  • Divinity: Original Sin II — 1,688,895
  • Divinity: Original Sin — Enhanced Edition — 1,501,547

Dark Souls

Первая и третья части популярной хардкорной серии получили свою толику славы, продавшись почти идентичными тиражами в 3,3 миллиона копий, а вот традиционно нелюбимая фанатами вторая игра франшизы отстаёт более чем в два раза. Весьма показательный результат, говорящий о том, как сильно мнение абстрактного интернет-сообщества может влиять на продажи.

  • Dark Souls III — 3,294,533
  • Dark Souls: Prepare To Die Edition — 3,289,250
  • Dark Souls II — 1,266,678

Dark Souls II, напомним, получила весьма позитивный приём от прессы (все три версии игры получили 91 балл из 100 на Metacritic), а на PC, в отличие от оригинала, вышел куда более стабильный и отполированный порт. Всё это, впрочем, не помогло сиквелу заполучить аналогичное внимание игроков.

Позднее вышло переиздание Dark Souls II: Scholar of the First Sin, которое, однако, было платным для обладателей оригинала, пусть и предоставляло скидку в размере 50%. Его совокупные продажи составили 1,453,157, включая тех покупателей, которые уже владели оригинальной игрой. Впрочем, даже сложенные вместе (что будет ошибочной попыткой подсчёта количества покупателей, а не копий) числа заметно отстают от первой и третьей частей.

Pillars of Eternity

Оригинальная Pillars of Eternity стала настоящим хитом благодаря шумихе, которая окружала как её анонс, так и всю разработку. Легендарные девелоперы собрались под крышей культовой студии и делают настоящую духовную наследницу игр на базе движка Infinity Engine! Такое фанаты жанра RPG пропустить не могли. А вот сиквел, несмотря на явно больший бюджет и курс на разнообразие и исправление недостатков оригинала, не поражает воображения количеством проданных копий. За два месяца разработчики смогли реализовать всего 200 тысяч экземпляров. Игра продаётся примерное вдвое лучше Tyranny, но это, как показала практика, не большой комплимент.

  • Pillars of Eternity — 1,275,530
  • Pillars of Eternity II: Deadfire — 203,867

Tyranny

А вот вышеупомянутая Tyranny смогла достичь куда больших успехов, чем ей предрекали. По результатам первого месяца продаж игра едва дотягивала до сотни тысяч реализованных копий, однако спустя два года количество игроков достигло внушительных 562 тысяч. Учитывая ценники во время скидок, игра, возможно, и не стала большим коммерческим успехом, однако с такой базой пользователей вполне можно рассчитывать на то, что сиквел найдёт свою аудиторию. Кроме того, игра уже несколько раз взлетала в топ продаж площадки GOG, а значит количество обладателей Tyranny может быть заметно выше.