Забытая классика. Малоизвестные RPG по Dungeons & Dragons

Забытая классика. Малоизвестные RPG по Dungeons & Dragons на RPGNuke

За десятилетия с момента появления настольной ролевой игры Dungeons & Dragons по её мотивам вышло колоссальное количество самых разных RPG как на персональных компьютерах, так и на консолях. Какие-то из этих видеоигр перевернули представление о жанре (Baldur’s Gate) или продемонстрировали необычные сеттинги (Planescape: Torment, Dark Sun: Shattered Lands), другие запомнились тем, что удачно повторяли успешную формулу, смещая акценты (Icewind Dale).

Однако существует целый пласт весьма неплохих игр, которые попросту канули в лету — несмотря на достойное качество исполнения, они либо были незаслуженно поруганы журналистами и не попадают в топы лучших RPG, либо оказались попросту забыты на фоне более ярких аналогов.

Именно о таких играх по мотивам культовой «настолки» мы решили рассказать вам в новом материале.

Dungeons & Dragons: Warriors of the Eternal Sun

Вряд ли многие могут сказать, что хотя бы слышали о существовании такой RPG, как Warriors of the Eternal Sun. Немудрено, ведь это редкий представитель консольных эксклюзивов, так и оставшихся запертыми на своей платформе. Выпущенная в 1992 году культовой Westwood Studios, игра была доступна только на игровых приставках SEGA Genesis (эта консоль известна в Европе как SEGA Mega Drive).

Незамысловатый сюжет разворачивается на фоне войны с ордой гоблинов, осаждающих земли герцога Бэррика. Укрепившись в замке с немногочисленными оставшимися в живых, герцог отправляет четверых персонажей (игрок может либо создать их самостоятельно, либо положиться на базовый состав партии) на поиски подмоги и союзников, способных отбить нападение кровожадных зеленокожих варваров.

Однако банальной войной с очередными полудикими племенами история не ограничивается. По мере того как герой продвигается по сюжетной линии, его возвращения в замок всё сильнее омрачаются — населяющие крепость персонажи с каждым посещением становятся всё злее и грубее, пока в какой-то момент не начинают проявлять откровенную враждебность. Причина такого поведения NPC станет очередной тайной, которую игроку предстоит раскрыть.

Одной из уникальных особенностей Dungeons & Dragons: Warriors of the Eternal Sun является наличие сразу двух боевых систем. Путешествуя по миру, игрок смотрит на свой отряд с высоты птичьего полёта, а сражения проходят в пошаговом режиме. Однако стоит героям ступить в подземелье, как камера меняет перспективу на вид от первого лица, а сражения переходят в формат реального времени. Здесь игроку необходимо своевременно переключаться на тех или иных персонажей, успевая атаковать напирающих противников и применять заклинания.

Забавно, что Warriors of the Eternal Sun заставляла игроков нервно поёживаться при виде кабанов задолго до релиза приснопамятной Gothic 3. Местные дикие пятачки в самом начале игры способны одним ударом отправить вашего мага к праотцам, если вы, как и я, додумаетесь сделать заклинателя лидером отряда, ведущим героев за собой. Умереть от пинка злобной свиньи через три минуты после начала игры — можно ли представить большее унижение для мудрого волшебника?

Поступив в продажу, игра подверглась серьёзной критике, однако по современным меркам претензии тридцатилетней давности могут прозвучать смешно. Так, например, в одном из обзоров журналист разнёс игру в пух и прах, апеллируя к полному отсутствию новизны. Другой рецензент назвал бестиарий Warriors of the Eternal Sun скучным и обругал её за недостаточную продолжительность.

Многие журналисты отмечали, что новая RPG Westwood Studios мало чем отличается от оригинальной Phantasy Star, однако современному игроку вряд ли будет понятен такой аргумент в пользу негативной оценки.

Прохладный приём критиков привёл к не самым высоким продажам, а потому в своё время игра осталась заложницей лишь одной платформы, так и не пробившись к традиционно более увлечённой жанром RPG аудитории персональных компьютеров. Это стало ключевым фактором того, что со временем игра не получила статус классики и была забыта.

При составлении сборников классических игр, вроде выходившего на PC, Xbox, PlayStation 4 и Nintendo Switch SEGA Genesis Classics, о Dungeons & Dragons: Warriors of the Eternal Sun не вспоминают. Однако это добротная, пусть и простенькая ролевая игра, которая может стать настоящим порталом в детство для всех, кто начинал знакомиться с жанром с малых лет.

Descent to Undermountain

Знаменитое издательство Interplay едва не прикончило многострадальную Fallout от тогда ещё «ролевого подразделения», не успевшего обрести имя Black Isle Studios. Причиной тому стало нежелание Брайана Фарго и других руководителей вкладываться в маркетинг и печать дисков двух RPG, выходящих почти одновременно.

Через некоторое время после старта разработки культовой постапокалиптической RPG издатель наконец-то заполучил вожделенную лицензию на производство игр по мотивам Dungeons & Dragons — в середине 90-х это гарантировало повышенное внимание аудитории, особенно на фоне огромных успехов игр студии Strategic Simulations, в народе получивших обобщённое название Gold Box.

Проектом, который едва не погубил Fallout, оказалась Descent to Undermountain (об этом в интервью к 25-летию серии рассказал один из её создателей — перевод данного материала мы публиковали ранее) — первая ласточка грядущего долгосрочного сотрудничества Interplay и, по иронии, дебютная RPG Криса Авеллона, позднее возглавившего разработку Fallout 2. На момент её выхода знаменитый сценарист и дизайнер уже отметился работой над двумя проектами, однако ни один из них не имел ничего общего с жанром ролевых игр.

События Descent to Undermountain разворачивались в сеттинге Forgotten Realms на территории известного города Уотердип (в некоторых переводах его называют Глубоководьем), а сюжет повествует о таинственных исчезновениях его жителей на фоне распространяющихся слухов об ужасах Подгорья (Undermountain), о которых рассказывают те, кому посчастливилось вернуться оттуда живым.

Персонаж игрока (пользователь волен создать героя, выбрав из шести рас и четырёх классов) поступает на службу к верховному магу Уотердипа Келбену Блэкстаффу, который отправляет его в экспедицию с целью выяснить, что кроется в Подгорье. В ходе развития сюжета герой выяснит, что все невзгоды связаны с очередными кознями дроу, а нечисть притягивает к себе Пылающий Меч Ллот — артефакт богини-паучихи, повелевающей тёмными эльфами.

Игра представляет собой непритязательный Dungeon Crawler с битвами в реальном времени, в котором герой-одиночка раз за разом спускается в опасные подземелья, возвращаясь на поверхность, чтобы отчитаться о выполнении заданий и поговорить с населяющими центральный хаб NPC. В качестве тихой гавани выступает таверна «Зияющий Портал», в которой игрок может отдохнуть, побеседовать с новоприбывшими героями и обзавестись новым обмундированием.

Descent to Undermountain стала первым проектом Авеллона в жанре ролевых игр, и Крис сразу же отметился довольно высокой позицией (которой в современном геймпдеве, впрочем, не существует) — в титрах его называют «ведущим креативным дизайнером». Судя по всему, знаменитый сценарист совмещал обязанности геймдизайнера и креативного директора проекта, и со своей задачей разработчик справился неплохо.

Недостатки же игры лежали в области технической реализации. Возжелав сделать более «современную» по меркам 1998 года игру, авторы приняли решение взять на вооружение полностью трёхмерный движок игр серии Descent, который был совершенно не приспособлен к проектам в жанре RPG. Результат необходимости переписывать большую часть кода вылился в массу багов, проблемы с искусственным интеллектом и посредственную реализацию трёхмерной графики.

Журналисты отмечали, что игру явно выпустили слишком рано, однако в 1998 году ничего поделать с этим было уже нельзя. Для Descent to Undermountain выпустили несколько патчей, исправив ряд проблем, но невысокое распространение интернета попросту не позволило реабилитировать RPG в глазах разочарованных покупателей. В наше время приобрести Descent to Undermountain легально невозможно даже на площадках вроде GOG.

Dungeons & Dragons: Order of the Griffon

В 1992 году Westwood Associates выпустила не только Warriors of the Eternal Sun, но и другую консольную ролевую игру на основе Dungeons & Dragons — Order of the Griffon.

Несмотря на то, что последняя вышла даже позже, между двумя RPG пролегала технологическая пропасть. Всё дело в том, что Order of the Griffon создавалась для консоли TurboGrafx-16, за пределами США известной под названием PC Engine, в то время как Warriors of the Eternal Sun разрабатывалась под SEGA Genesis. Обе консоли позиционировались как 16-битные игровые приставки четвёртого поколения, однако TurboGrafx-16 обладала 8-битным процессором, что накладывало значительные ограничения.

События Order of the Griffon разворачиваются в сеттинге Мистара — именно он в 80-е и начале 90-х считался базовым для Dungeons & Dragons, пока это место не было занято Forgotten Realms (чему поспособствал успех популярных литературных серий и заметно всколыхнувших аудиторию видеоигр, вроде Baldur’s Gate).

Сюжет игры рассказывает о группе путешественников, нанятых владыкой крепости Рэдлебб лордом Корриганом для расследования сообщений о необычных происшествиях. Среди мечтных жителей всё чаще звучат рассказы о вампирах, оборотнях и живых мертвецах, появление которых начало приобретать пугающе регулярный характер.

По мере развития сюжета игроку предстояло вступить в древний Орден Грифона, раскрыть заговор, угрожающий свержением владыки герцогства Карамейкос, а также узнать, что за всем стоит древний вампир Корисзеги, вознамерившийся превратить страну в собственное царство нежити. Планомерно превращая людей в различную нечисть, кровосос манипулировал политической элитой, пользуясь услугами головорезов Железного Кольца для устранения неудобных ему дворян.

Order of the Griffon пала жертвой собственных разработчиков, выпустивших игру через несколько месяцев после Warriors of the Eternal Sun. Эксклюзив SEGA Genesis превосходил её во всём, демонстрируя более детализированную графику, обладая заметно более широкими возможностями и предлагая две боевые системы для разных типов столкновений.

Там, где Warriors of the Eternal Sun позволяла создать собственный отряд бойцов, наделив каждого из них уникальным именем и особенностями, Order of the Griffon предлагала лишь выбрать из заранее заготовленных однотипных персонажей.

Выйди игра чуть раньше своего прямого конкурента, она могла получить куда более лестные отзывы от профильной прессы, однако вместо этого журналисты наблюдали RPG, по всем параметрам уступавшую проекту тех же самых разработчиков, вышедшему несколькими месяцами ранее.

Авторы рецензий называли игру лишённой всяческих амбиций и отмечали её абсолютную вторичность не только относительно выпущенной ранее Warriors of the Eternal Sun, но и любой другой RPG своего времени.

Menzoberranzan

Разработанная известной в 90-е студией DreamForge Intertainment, Menzoberranzan должны была стать эволюционным развитием идей, заложенных в трилогию Eye of the Beholder.

Позаимствовав ряд концепций из революционной Ultima Underworld: The Stygian Abyss, игра 1994 года выпуска предлагала поближе познакомиться с Мензоберранзаном — городом тёмных эльфов дроу из вселенной Forgotten Realms, в те времена обретавших невероятную популярность благодаря литературному циклу Роберта Сальваторе.

Писатель, начавший в 1988 году трилогию, повествующую о защитниках Долины Ледяного Ветра во главе с неустрашимым варваром Вульфгаром, неожиданно обнаружил, что наибольшей любовью читателей пользуется темнокожий эльф Дрризт До’Урден, выступавший в книгах героем второго плана. Потребительский запрос нашёл моментальный отклик, и автор менее чем за год выпустил три книги-приквела, объединённые в цикл «Тёмный Эльф». Произведения Сальваторе довольно близко знакомили читателей с миром Андердарка, жителей которого держат в страхе жестокие дроу, поклоняющиеся богине-паучихе Ллот. Трилогия рассказывает о рождении, детстве и юношестве Дрризта, параллельно раскрывая уклад и порядки, царящие в его родном Мензоберранзане и соседствующих с ним поселениях, населённых другими народами.

Годом позже, в 1992-м, в продажу поступила книга Menzoberranzan: The Famed City of the Drow для настольной Dungeons & Dragons, а спустя ещё пару лет культовое издательство Strategic Simulations выпустило одноимённую CRPG.

Сюжет видеоигры рассказывал о герое, спутники которого были пленены воинственными дроу, обращены в рабов и угнаны в самое сердце царства тёмных эльфов. Игроку предстояло найти соратников и отправиться на спасение друзей, продираясь через ужасающие опасности Андердарка с его причудливыми существами и представителями чуждых наземникам культур. Примечательно, что одним из ключевых героев, сопровождавших игрока в приключениях, становился сам Дрризт До’Урден.

Проект студии DreamForge Intertainment должен был стать аналогом Eye of the Beholder для нового поколения игроков, предлагая полностью трёхмерное окружение и увеличенный темп перемещения, а различные улучшения, ставшие возможными благодаря новому 3D-движку, были призваны значительно усилить погружение в Мензоберранзан. На погружение работало и наличие озвучки, что для многих игр того времени было нетипично.

Увы, амбициозный проект, разрекламированный как эволюционное развитие Eye of the Beholder, взявшее всё лучшее от успешного конкурента в лице Ultima Underworld: The Stygian Abyss, пал жертвой собственных амбиций. Menzoberranzan отнюдь не была плохой игрой, однако она делала недостаточно, чтобы заметно выделиться на фоне других RPG тех времён.

Особенно проблемной оказалась трёхмерная графика, попросту не обеспечивающая достаточно качественной картинки, когда речь касалась окружения. Некоторые журналисты называли локации игры «кашей», а другие отмечали, что любая из трёх частей Eye of the Beholder выглядит на порядок эстетичнее.

Несмотря на критику, Menzoberranzan получила весьма неплохие оценки (особенно хвалили диалоги и интересный сюжет), однако не смогла оправдать завышенных ожиданий и зародить новую франшизу.

***

По мотивам Dungeons & Dragons вышли десятки видеоигр, большая часть которых имеет отношение к жанру RPG. В 90-е годы их количество было так велико, что они конкурировали друг с другом, а разработчики умудрялись создавать препятствия продажам своих проектов, слишком поспешно выпуская следующие свои творения.

Представленные выше игры — лишь небольшая часть жемчужин, достойных того, чтобы смахнуть с них пыль и позволить вновь засиять.

С февраля 2022 года RPGNuke существует исключительно на пожертвования читателей. Если вам небезразлична судьба сайта и у вас есть такая возможность, помогите нам продержаться на плаву в эти непростые времена:

  • Сбер: 2202 2018 4150 6187
  • Tinkoff: 5536 9139 0209 8496
  • Альфа: 4584 4328 2317 8315
  • Подписка Boosty
  • Подписка на Patreon
  • Binance Pay ID: 261252795

Комментарии


Kangaxx

Descent to Undermountain прям вот нравится мне как выглядит. А по описанию похоже на NwN: Hordes of the Underdark.

Ну и очень жаль, что с Menzoberranzan не сложилось. Культура и общество дроу очень необычны и интересны, но как-то они в основном просто мобы для избиения партией (что, в принципе, логично). Хотелось бы чуть больше социальщины.

Menzoberranzan есть в Стиме, кстати: https://store.steampowered.com/app/1904550/Menzoberranzan/

1 час назад, Nuke-Bot 2000 сказал:

descent-to-undermountain_123423434534534

No One Crosses the Shadow Thieves and Lives!


AnLac

В воинов вечного солнца, в детстве, на сеге играл - вообще ни хрена не понимал что происходит


St1Let

Мензоберранзан! Мне нравится это название ;)

Спасибо за материал. В воинов солнца я тоже, как ни странно, когда-то играл, но ожидаемо так и не прошел.

Показать все (3)
Обсудить на форуме ➥