За республику! Впечатления от Expeditions: Rome

Expeditions: Rome очень впечатляла на этапе рекламной кампании. Разработчики публиковали подробную информацию о проекте, рассказывая о стратегических элементах, интересном повествовании, харизматичных спутниках и закрученном сюжете с интригами и борьбой за власть.

И всё это действительно есть в игре. С большим «но»…

Рассказываем о своих впечатлениях от игры после проведённых в ней 25 часов.

Antiquae fabulae

Игроку предстоит взять на себя роль отпрыска безвременно почившего римского аристократа, которого отправляют подальше из столицы, чтобы спасти от убийц — мать протагониста предполагает, что главу семейства отравили, и его наследника ждёт такая же участь. Так герой оказывается под патронажем Луция Лициния Лукулла, давнего друга своего отца, подавляющего мятеж в Греции. Очень быстро он проявляет себя и становится самым молодым легатом Рима, задавшись целью не только успешно завершить военный поход, но и триумфально вернуться домой, чтобы раскрыть заговорщиков и отомстить.

Может показаться, что личная история главного героя (или героини) будет развиваться отдельно от масштабных завоеваний римского легиона, однако на самом деле это один большой сюжет, в котором переплелись интриги, государственная измена и личная вендетта.

Повествование развивается преимущественно через отлично написанные и прекрасно озвученные диалоги, в которых раскрываются харизматичные и хорошо проработанные персонажи. Пожалуй, самым большим достоинством игры является то, насколько правдоподобно вы знакомитесь с героями, шаг за шагом становясь с ними всё ближе. Такое степенное и выверенное развитие отношений со спутниками разительно отличает игру от, к примеру, творений BioWare, где между знакомством и постельной сценой может не пройти и пары часов.

В Expeditions: Rome вы действительно завоёвываете доверие своих спутников, и даже спустя 20 часов можете обнаружить, что с некоторыми из них до сих пор не вышли за рамки просто приятельских отношений. Дружба с героями завязывается медленно, и некоторые ваши поступки заметно тормозят процесс сближения, что делает их внимание к протагонисту более ценным.

Отдельно стоит отметить эпизоды, в которых предстоит играть за кого-то из спутников. В такие моменты герои раскрываются особенно хорошо, позволяя вам выбирать ответы в диалогах. Несмотря на наличие выбора, все они удачно подогнаны под исходный характер персонажей, что позволяет со стороны пронаблюдать за тем, как формируется уникальный образ мышления каждого спутника. Все они, будь то нелюдимая Юлия, верный Цезо или жестокий Табат, далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд, и самым важным их отличием от спутников в других RPG является наличие самых обыкновенных человеческих недостатков, проявление которых происходит без заламывания рук и лишней драмы.

Quis es, Romane?

В процессе создания своего героя игроку предстоит выбрать не только класс, определяющий ряд параметров и навыков героя, но и его манеру речи — своеобразный навык убеждения, помогающий игроку разрешить ряд конфликтов или найти необычный выход из ситуации в ходе диалогов. Помимо многочисленных решений, результаты которых действительно влияют на развитие сюжета, выбранный навык также заметно увеличивает реиграбельность Expeditions: Rome — не раз и не два за 25 часов, проведённых в игре, я размышлял о том, как резко изменилась бы ситуация, будь у меня возможность выбрать заблокированный вариант действий.

Что касается классов персонажа, то выбрать предстоит из четырёх, заточенных под различное вооружение. Триарий сражается двуручным оружием (копья и посохи), принцепс делает упор на использование щита, велит предпочитает парное оружие, а сагиттарий стреляет из лука.

Однако на самом деле снаряжать своих бойцов можно и непрофильными видами вооружения, если этого требует ситуация. Тем более, что каждый боец может носить два комплекта оружия. Да, герой не сможет использовать свои классовые навыки, однако у каждого типа оружия есть собственный перечень активных умений (чаще всего ударов с разными эффектами), которые приобретает взявший его боец.

Adultus pueri ludos

Если с повествованием в Expeditions: Rome всё предельно однозначно, то игровой процесс не всегда радует в мелочах, заставляя скептически поморщиться как минимум из-за реализации некоторых механик и удобства взаимодействия с игрой.

Геймплей в новой RPG от студии Logic Artists можно разделить на три условных режима: путешествие по карте мира, взаимодействия в лагере и исследование локаций со своим отрядом.

Первый представляет собой нечто, напоминающее классические части серии Heroes of Might & Magic. Игрок перемещает фигурку всадника по относительно схематичной карте местности, подбирая ресурсы и обнаруживая различные объекты, будь то города, лесопилки, каменоломни или кожевенные мастерские, однако захватывать их самостоятельно он не может — для этого придётся направить туда легион, расквартированный в одном из захваченных городов.

Второй «режим» — лагерь, в котором игрок будет не только общаться со своими соратниками, но и заниматься микроменеджментом. Здесь можно пополнить численность своих войск, построить ряд улучшений, заказать новое оружие и доспехи, а также улучшить или исправить статусные показатели центурионов и спутников.

На последнем аспекте стоит остановиться поподробнее, поскольку это одна из самых раздражающих черт игры. Раненый (то есть утративший все очки здоровья в ходе боя) персонаж должен получить соответствующий уход, оказать который могут другие герои — те, что обладают навыками «Медицина» или «Хирург». В противном случае рана будет усугубляться и перейдёт из разряда «Средних» в «Тяжёлые», после чего боец скончается. Проблема в том, что на отличных от лёгкого уровнях сложности избегать ранений непросто, и героев-лекарей попросту не хватает, что приводит к необходимости возвращаться в лагерь, дабы оставить там находящегося под угрозой смерти бойца. И это бы не стало раздражающей процедурой, если бы не сразу два «но».

Во-первых, герой может получить ранение, попросту поскользнувшись. Буквально. В ходе перемещения по карте активируется случайное событие, во время которого игроку не предоставят никакого выбора, лишь отметив, что один из его бойцов оступился и теперь имеет среднее ранение ноги. Надо ли говорить, как раздражают подобные ситуации, когда ты две минуты назад вышел из лагеря, в который добирался через всю карту, чтобы доставить туда другого раненого воина?

Во-вторых, мешает невозможность решить все насущные проблемы, просто добравшись до лагеря на карте. Вам обязательно необходимо войти в него (к счастью, загрузки в игре быстрые), затем добраться до тента лекаря на своих двоих, после чего кликнуть по нему и перетащить портрет неуклюжей хромоножки в соответствующую секцию меню. Вернётся же в отряд исцелившийся герой только при следующем посещении лагеря. И нет, даже тогда зайти в него всё равно придётся. А затем сразу выйти.

Перемещаясь по карте, игрок берёт с собой не только членов своего отряда (то есть полноценных персонажей со своими репликами и возможностью диалогового взаимодействия), но и преданных центурионов, которых можно рекрутировать в лагере. Центурион не обладает собственным характером, однако имеет ряд черт, будь то жадность, высокомерие, стоицизм, миролюбие дипломатичность и прочие. В зависимости от того, какие решения игрок принимает по ходу сюжета, бойцы меняют своё отношение к нему. В случае, если действия героя в значительной степени расходятся с мировоззрением центуриона, он может как стать менее эффективным, так и вовсе выйти из-под контроля в критической ситуации.

Центурионы — не только типичные наёмники из классических RPG, но ещё и офицеры армии игрока. Именно они стоят во главе легиона в ходе сражений. Наткнувшись на захваченный противником объект на карте, игрок волен отправить легион на его захват. В таких битвах, упрощённая визуализация которых напоминает сражения в глобальных стратегиях из далёких 90-х, центурионы демонстрируют все свои навыки, используя прокачиваемые перки. Сражения представляют собой ряд решений, начинающийся с выбора офицера, который поведёт легион в бой, а также начальной тактики, будь то защитная, обманная или агрессивная. В зависимости от того, как игрок воспользуется ситуацией и какого из центурионов выберет на роль командира, его армия потерпит определённые потери и завоюет какое-то количество трофеев. Награда в бою напрямую зависит от действий игрока, и зачастую вам предлагают выбор: рискнуть жизнями солдат или же отказаться от части ресурсов, дав противнику время не отступление.

Кроме того, центурионы необходимы для выполнения поставленных игроком задач, распределяемых в лагере. Для контроля за улучшением снаряжения или созданием нового оружия потребуется назначить одного из своих бойцов, который будет временно недоступен для любых других действий.

Что же касается третьего пласта игрового процесса, представляющего собой исследование локаций в составе отряда из шести бойцов, то его, по сравнению с другими представителями жанра RPG, можно назвать рудиментарным. При всём многообразии возможностей, которые предлагает Expeditions: Rome в целом, тут игра ощущается весьма ограниченной в простейших действиях. Например, вы не можете выбрать конкретного героя для совершения определённого действия или даже перемещения — открывать сундуки и обирать тела павших противников будет ближайший к объекту персонаж, а перемещается отряд только скопом.

Кроме того, в игре не предусмотрены никакие навыки или возможности для взаимодействия с окружающим миром. Даже просто кликнуть на NPC, чтобы вызвать случайную реплику, у вас не выйдет. На просторных картах с десятками бродящих туда-сюда болванчиков поговорить можно буквально с парой-тройкой человек, да и те, скорее всего, доступны по сюжету основного или побочного задания, а чаще всего являются простыми торговцами. Остальные же исполняют роли статистов, о которых периодически запинаются ваши спутники.

Делать на таких локациях практически нечего. Придя в немалых размеров деревню для выполнения задания, вы почти наверняка не обнаружите там ни квестов, ни собеседников. Порой на такой локации предстоит отыскать какого-то персонажа и поговорить с ним (или убить), и если его довелось отыскать быстро, то осматривать остальную зону почти наверняка не останется никакого смысла — скорее всего, почти все действия, предусмотренные игрой для данной зоны, уже были совершены.

Однако это, в отличие от других ролевых игр, сложно назвать серьёзным недостатком. Дело в том, что в остальной игре так много занятий, диалогов, квестов, персонажей и сюжетных событий, что полноценное наполнение городов заданиями и NPC сделало бы Expeditions: Rome неподъёмной не только для разработчиков, но и для пользователей. Для и без того довольно комплексной игры в ней более чем хватает контента.

Romae pro pace pugno

Отдельно стоит поговорить о сражениях, которые в игре реализованы на более чем достойном уровне. Собрав свой отряд и отправившись на исследование той или иной локации, вы почти наверняка столкнётесь с вражескими стражниками или обыкновенными бандитами, которым бойцы римского легиона без самого легиона за спиной могут показаться лёгкой добычей. Именно в битвах игра раскрывает весь свой геймплейный потенциал, предлагая не только крайней разнообразные арены, но и уникальные условия победы или поражения. При этом похожие по концепции задачи расставлены максимально далеко друг от друга, чтобы не успеть надоесть.

Поскольку классов в игре по-настоящему много, а некоторые бойцы умеют блокировать умения других, разнообразие отряда играет ключевую роль, однако некоторые классы всё равно кажутся наиболее смертоносными. Так, например, пожилой наставник протагониста Синерос, владеющий посохом и предпочитающий доспеху просторную тогу, в моём отряде является самым смертоносным и кровожадным воином, ловко круша черепа своим посохом и получая за убийства дополнительные атаки. В то же время опытный легионер Цезо, орудующий копьём и щитом, является обладателем антирекорда — он проигрывает в показателях урона всем своим соратникам, зато отличается повышенными показателями здоровья и защиты, что, впрочем, не помогает ему убивать чаще остальных.

Урон и скорость, с которой вы избавляетесь от врагов, в Expeditions: Rome явно играют более важное значение, чем оборона — во многих битвах к противнику нагрянет подкрепление, если вы не успеете перебить всех врагов за несколько ходов. В других ситуациях по полю боя начинает распространяться огонь, что также подгоняет вас к максимально быстрой расправе над противниками — они попросту закрывают пути отхода, которые становятся более узкими по мере возгорания новых участков карты.

Несмотря на явный дисбаланс в пользу классов, способных наносить большой урон, бои в игре всё ещё способны увлечь непростыми ситуациями и сложными тактическими задачами, решать которые по-настоящему интересно благодаря огромному количеству возможностей. Помимо базовых классовых умений и навыков, обеспеченных оружием, герои могут метать ножи, поджигать амфоры с маслом или бросать в лицо противнику горящие поленья, подхваченные у ближайшего костра. А прихваченный с собой кувшин воды способен резко изменить ситуацию на поле боя, когда одного из ваших бойцов подожжёт вражеский лучник.

Сражений в игре всё же многовато, но их концентрация относительно сюжетного контента куда ниже, чем, например, в дилогии Divinity: Original Sin.

***

По тексту выше может показаться, что Expeditions: Rome оставила после себя неоднозначное впечатление, однако это не так. У игры есть очевидные проблемы, однако они попросту теряются на фоне достоинств: комплексных и затягивающих игровых механик, отличного повествования, прекрасных персонажей и чудесно написанных диалогов, которые не испортила даже местами неуклюжая русскоязычная локализация.

Самым большим недостатком Expeditions: Rome я бы назвал чрезмерную сегментированность игрового процесса, из-за чего два часа сражений и копошения в меню и на карте сменяются двумя часами диалогов, сюжетных событий и взаимодействий с персонажами, после чего ситуация повторяется. Однако даже в таком формате от новой (и, к сожалению, последней) игры студии Logic Artists очень сложно оторваться.

Достоинства:

  • Отличное повествование и сюжет, связывающий личную драму протагониста с масштабными военными действиями;
  • Проработанные персонажи, кажущиеся более живыми, чем привычные герои RPG с гипертрофированными чертами характеров;
  • Комплексная, но не переусложнённая игровая механика, заставляющая думать и планировать действия и свои перемещения по карте;
  • Увлекательные бои с большим разнообразием возможностей;
  • Отличная музыка;
  • Восхитительная графика с высокой детализацией окружения.

Недостатки:

  • Заметная сегментированность игры с чётким разделением на геймплейные и сюжетные моменты, которые иногда затягиваются;
  • Утомительный микроменеджмент некоторых аспектов, порой заставляющий делать слишком много лишних телодвижений;
  • Невыразительный дизайн звука — удары и крики звучат совершенно неубедительно;
  • Анимация ударов в бою оставляет желать лучшего.

Комментарии


Del-Vey

В процессе написания материала песня Стинга What Could Have Been была прослушана около восьмидесяти раз.

Помогите...


Wizzard

Звучит лучше, чем я ожидал. За исключением приключений хромоножки, конечно.

И у меня все-таки какая-то зловещая долина с этих портретов.


Albatross
3 минуты назад, Wizzard сказал:

И у меня все-таки какая-то зловещая долина с этих портретов.

Да не, отличные портреты, особенно по сравнению с отфотошопленными фотографиями из Викингов. :) 


Galactrix

Как обычно все очень классно расписано. 


Крэй

Спасибо за статью, до сих пор сомневался стоит ли покупать, какие-то неоднозначно отзывы слышал. В принципе всё явно лучше, чем я ожидал. Меня смущают только лишние телодвижения и механики, искусственно затягивающие игровой процесс, ибо свободное личное время для меня сейчас роскош. 


Albatross

Поиграл часов 10 и чем дальше, тем больше разочарований. В целом игра очень хорошая, но есть очень много моментов, которые сильно раздражают и отбивают всё желание играть: 

1. Травмы, с которыми ты ничего не можешь сделать и из-за которых даже приходится сейвскамить.

2. Ужасный инвентарь, в котором копится гигантская груда бесполезного барахла и даже нельзя нормально сравнить две вещи. С каждой битвой менеджмент инвентаря становится всё более нудным.

3. По некоторым заданиям (которых уже попалось два) есть битвы, в которых должен участвовать ровно один сопартиец без ГГ + три ноунейма-легионера, которых ты покупаешь за свои деньги в лагере. Это просто худшая идея, у меня есть партия полноценных персонажей, которым я продумывал билды и крафтил под них всю экипировку. Я не хочу играть за какое-то безымянное пушечное мясо.

4. В отличии от предыдущих частей серии эта игра уже больше стратегия, а не RPG. Ролевые элементы очень сильно упрощены, выборы в диалогах редки, никаких статов нет, только простенькая прокачка перков из небольших деревьев как в играх Ubisoft. И я был бы рад такой стратегии, вот только стратегическая часть очень посредственная.


Kangaxx

Еще интересно, что там по поддержке игры в дальнейшем. Учитывая роспуск команды.


Eotas
Цитата

Во-вторых, мешает невозможность решить все насущные проблемы, просто добравшись до лагеря на карте. Вам обязательно необходимо войти в него (к счастью, загрузки в игре быстрые), затем добраться до тента лекаря на своих двоих, после чего кликнуть по нему и перетащить портрет неуклюжей хромоножки в соответствующую секцию меню. Вернётся же в отряд исцелившийся герой только при следующем посещении лагеря. И нет, даже тогда зайти в него всё равно придётся. А затем сразу выйти.

Ну вообще не совсем так. Да с глобалки нельзя, но в шатер бежать необязательно. Когда ты в лагере у тебя слева внизу в раскрывающемся меню появляется кнопка "управление форпостом". И оттуда можно кидать в лазарет раненных.

Цитата

Делать на таких локациях практически нечего. Придя в немалых размеров деревню для выполнения задания, вы почти наверняка не обнаружите там ни квестов, ни собеседников. Порой на такой локации предстоит отыскать какого-то персонажа и поговорить с ним (или убить),

Нууу как сказать..в каких-то мелких квест-локах кроме лутинга пока ничего не встретил. В городах помимо сундуков раскиданных то тут то там, можно встретить небольшие побочные задания вроде того боя с огнем в храме Аполлона. А ещё в храме есть секретка для понтового лука:

Спойлер

там я нашел пробитую дырку в полу, но не мог её пробить до конца, пока около горящего храма не нашел кирку как изношенный инструмент, но при этом оно выглядит как обычное оружие. Но именно с этой киркой я пробил пол и нашел нычку с юник луком Одиссея.

 

12 часов назад, Albatross сказал:

2. Ужасный инвентарь, в котором копится гигантская груда бесполезного барахла и даже нельзя нормально сравнить две вещи. С каждой битвой менеджмент инвентаря становится всё более нудным.

В опциях в разном есть "авторазбор изношенных предметов", сам не пробовал ещё, но по тексту по идеи "ненужный хлам" должен идти в авторазбор при лутенге. Так же ты сам можешь правую кнопку зажимать в инвентаре разбирая не нужные вещи на ресурсы.

12 часов назад, Albatross сказал:

3. По некоторым заданиям (которых уже попалось два) есть битвы, в которых должен участвовать ровно один сопартиец без ГГ + три ноунейма-легионера, которых ты покупаешь за свои деньги в лагере. Это просто худшая идея, у меня есть партия полноценных персонажей, которым я продумывал билды и крафтил под них всю экипировку. Я не хочу я играть за какое-то безымянное пушечное мясо.

Так понимаю идея была в том чтобы у тебя условно было 2 одетых отряда. Разрабы изначально где-то писали что вообще не хотели делать именных соратников, а только болванчиков наемников. Но потом передумали. Так что в перспективе надо просто иметь ещё один хороший отряд наемников под такие миссии. Да кстати в бой можно брать больше 3 бродяг. Найми в лагере ещё Преторианцев (именно их, а не Центурионов) и сможешь идти в такой бой максимальным отрядом.


Medwedius

Спасибо за обзор. Как разгребусь надо будет попробовать.

Правда смущают отзывы о неполной локализации. Английский знаю, но не люблю такое, явная недоделка.


Chris63
1 час назад, Medwedius сказал:

Правда смущают отзывы о неполной локализации. Английский знаю, но не люблю такое, явная недоделка.

Непереведенных строк встречалось достаточно, и это за 5 часов игры. Пишут, что к концу игры их еще больше. Плюс были проблемы в диалогах с полом персонажа и нпс. То у меня героиня получала мужские реплики (я спас, я сделал), то компаньоны мужского пола вдруг начинали говорить как женщины (я верила, я ждала).


Крэй
17 часов назад, Del-Vey сказал:

В процессе написания материала песня Стинга What Could Have Been была прослушана около восьмидесяти раз.

Помогите...

Эх, минутка ностальжи, вспомнились наши ночные посиделки под пивко в 3 героев в старших классах школы. Играли вчетвером на одном компе, у хозяина компа была любимая песня, которая нон-стопом крутилась всю ночь - pod - youth of the nation. К утру от неё уже тошнило :dead


Albatross
10 часов назад, Eotas сказал:

В опциях в разном есть "авторазбор изношенных предметов", сам не пробовал ещё, но по тексту по идеи "ненужный хлам" должен идти в авторазбор при лутенге. Так же ты сам можешь правую кнопку зажимать в инвентаре разбирая не нужные вещи на ресурсы.

Спасибо, не знал. Потому что кнопка разбора в инвентаре переведена не как "Разобрать", а как "Снять". :) Жаль что это вообще ничего не меняет. Авторазбор уничтожает только предметы самого низкого качества, это в лучшем случае 1/10 всей подобранной экипировки. А кнопка разбора в инвентаре вдохновлена Киберпанком, зажимать по 3 секунды каждый предмет это слишком грустно.

 


Eotas
16 часов назад, Chris63 сказал:

Непереведенных строк встречалось достаточно, и это за 5 часов игры. Пишут, что к концу игры их еще больше. Плюс были проблемы в диалогах с полом персонажа и нпс. То у меня героиня получала мужские реплики (я спас, я сделал), то компаньоны мужского пола вдруг начинали говорить как женщины (я верила, я ждала).

Ты случайно не про Юлию-Гадот или как там её звали пока она в капюшоне бегала. Изначально тебе она представляется, как мужик и все думают что она мужик. Она это скрывает типо. Потом далее по игре она палится, что девушка. Тут кстати странное решение от разрабов было спалить это в ролике на ютубе. Я поэтому сразу знал, что она девушка и не сразу понял, что косит под мужика по сюжету :)

9 часов назад, Albatross сказал:

Спасибо, не знал. Потому что кнопка разбора в инвентаре переведена не как "Разобрать", а как "Снять". :) Жаль что это вообще ничего не меняет. Авторазбор уничтожает только предметы самого низкого качества, это в лучшем случае 1/10 всей подобранной экипировки. А кнопка разбора в инвентаре вдохновлена Киберпанком, зажимать по 3 секунды каждый предмет это слишком грустно.

 

Там ещё всякие книжки в разделе созданных предметов так же правым зажиманием учатся. Я тож не сразу понял :)


Chris63
В 22.01.2022 в 19:18, Eotas сказал:

Ты случайно не про Юлию-Гадот

Да нет конечно. С ней все понятно. Цезо вот, который напарник с щитом. Он периодически в диалогах как представитель женского пола выражается. И пара Римских чинуш тоже.

Там вообще перевод в игре странный. Одну часть переводили качественно, с полной адаптацией к русскому языку. Другая, как через гугл транслейт.


Конрад Марбург

По истечении 30 часов и я ещё не прошёл игру могу сказать что это лучшее во что я играл в этом и том году. Атмосфера и выбор эпохи просто 10 из 10. Играю за женщину и чуть ли не в каждом диалоге «место женщины на кухне!» :yesигры у этих разрабов всегда были душевные но это настоящая лебединая песня. 
P. S. Каких то проблем с интерфейсом не испытывал. Все просто и понятно. 

Обсудить на форуме ➥