Шепард в 4K. Наши впечатления и разбор улучшений Mass Effect: Legendary Edition

Переиздание Mass Effect: Legendary Edition начало радовать и огорчать поклонников оригинала за несколько месяцев до релиза, вызывая споры относительно изменённого освещения, исправленного управления броневиком Mako и вырезанных сцен с демонстрацией филейной части Миранды, но на деле всё оказалось не так однозначно.

Ремастер есть за что поругать, но его недостатки лежат в других областях. А вот широко раскритикованные поклонниками особенности (к примеру, изменённое освещение), наоборот, обернулись чуть ли не самыми большими достоинствами новой версии.

Давайте по пунктам разбираться, что же приготовили нам разработчики из BioWare.

Внимание! Мы играли в версию для PlayStation 4, запущенную на PlayStation 5 по обратной совместимости. Несмотря на поддержку 4K-разрешения при 60 кадрах в секунду, стоит учитывать, что она создавалась для уже устаревшей консоли. Держите в уме, что качество текстур и эффектов в PC-версии может быть несколько лучше.

Освещение и тени

Специально для первой части сборника Legendary Edition было полностью переработано освещение в игре. Оригинальная Mass Effect была излишне тёмной, что обусловлено в том числе попытками BioWare скрыть недостатки графики. В новой версии игра стала светлее, но, к счастью, не в ущерб атмосфере — спасает динамический свет и новые эффекты.

На скриншотах выше можно заметить, как бликует нечеловечески гладкая кожа Лиары, а также кожанные вставки на одежде Эшли. Кроме того, свет отражают глаза персонажей — раньше этого эффекта не было.

Также на примере скриншота с диалогом между Шепардом и Авиной можно заметить, как реалистично ведут себя объекты, освещаемые сразу несколькими источниками света (позади Шепарда горят обломки).

Иден Прайм

Впрочем, не везде изменения пошли игре на пользу. Новые источники света преимущественно сделали картинку реалистичнее, но авторы ремастера на этом не остановились, решив радикально изменить атмосферу стартовой локации — колонии Иден Прайм. Увы, пережившее страшные события поселение уже не выглядит так зловеще.

К счастью, Иден Прайм — единственная локация, претерпевшая столь радикальные изменения. Однако есть одна делать, которая была исправлена новым освещением. Наконец-то этот несчастный гет с последнего скриншота перестал быть до смешного розовым.

Нормандия

На борту корабля практически всё выглядит значительно лучше, чем в оригинале. Особенно впечатляет инженерный отсек, зеркальный пол которого теперь отражает окружение. Даже скриншотами в 4K-разрешении трудно передать, насколько разительно возросло качество картинки.

Есть, впрочем, и здесь свои недостатки. Так, например, из-за нового освещения и шейдеров, позволяющих создавать блики, некоторые металлические объекты выглядят так, словно их раскалили добела. Как вставки на этом столе:

Этот эффект встречается всего в паре мест и не портит общей картины, но выглядит странно.

Mako

Первое, что следует отметить, так это корректировки управления броневиком. Несмотря на то, как разработчики подали эту новость, изменения не оказались радикальными. Это всё тот же легковесный и прыгучий Mako с необычной физической моделью, способный взобраться на любую поверхность, но теперь езда не вызывает никакого раздражения.

Кататься на вездеходе приятно, при этом он сохранил все свои оригинальные характеристики, обретя новую способность — отныне вы можете включать дополнительное ускорение для быстрого преодоления короткой дистанции или совершения последнего рывка при особенно крутом подъёме в гору.

Визуально броневик тоже преобразился. Текстуры колёс стали значительно детализированнее, теперь их покрывает грязь, а протекторы выглядят куда внушительнее. Изменилось и покрытие машины — на нём видны вмятины и царапины, а также краска, которая вот-вот начнёт облупливаться.

Цитадель

Благодаря новым эффектам и освещению заметно преобразилась Цитадель.

Особенно это касается качества воды, но запечатлеть это на скриншотах не вышло — некоторые новые эффекты графики заметны только в динамике. Кроме того, лучше стала выглядеть растительность, возросла детализация и дальность прорисовки.

К счастью, несмотря на более светлую картинку, районы Цитадели не утратили своей мрачности:

Ещё один впечатляющий эффект, который появился в обновлённой версии — полноценные отражения объектов окружения в стеклянных и глянцевых поверхностях. Их можно заметить, например, в баре Flux. Посмотрите на стекло:

Ферос

Мрачная колония научно-исследовательской компании перестала быть совсем уж серой, не утратив при этом атмосферы обречённости. Помимо закатного солнца и новых элементов окружения, вроде дополнительных балок, на локациях появилось множество источников дыма, а в воздухе кружатся искры и тлеющие частицы.

Кому-то очередная смена тональности (пусть и не такая резкая, как в случае с Иден Прайм) может прийтись не по нраву, но мне эти изменения кажутся удачными — теперь Ферос больше похож на место, где совсем недавно шли боевые действия.

Новерия

А вот Новерия стала однозначно лучше. Здесь отлично поработали над атмосферой, умудрившись совсем её не изменить. Добавлены новые объекты (например, люстры), убраны лишние препятствия в начальном хабе, появились эффекты частиц и рассеивания света, а также многое другое.

Особенно хорошо выглядит освещение в лифтах и в местах, где источники света недостаточно сильны, чтобы осветить помещение целиком — зловещая атмосфера тут очень сильна.

Терум

Лава на Теруме стала выглядеть реалистичнее, а клубы дыма добавили вулканической планете баллов в области реалистичности. Менее скучной её это, впрочем, не сделало.

Вермайр

Общее качество картинки на этой планете заметно улучшилось. Растительность, вода, текстуры, свет — переработке подверглось всё.

Учитывая, что из всех планет в игре на Вермайре самое естественное освещение, не лишним будет взглянуть и на то, как выглядит поверхность брони героев и её текстуры. Можно отметить, что покрашенный матовой краской металл бликует, корректно реагируя на источники света.

Айлос

Пожалуй, именно Айлос является наиболее впечатляющей планетой (из посещаемых в рамках сюжета) в переиздании. Благодаря новому освещению и эффектам частиц атмосфера таинственности усилилась, и любители использовать фото-режим наверняка надолго задержатся на этой локации.

Необязательные для исследования планеты

А вот что бесспорно стало выглядеть на порядок лучше, так это «побочные» планеты, которые игрок исследует на Mako. Они преобразились и выглядят просто невероятно. Тут можно обойтись без лишних слов:

Кат-сцены и диалоги

Многие ещё до релиза заметили, что диалоги и ролики подверглись изменениям, и зачастую не в лучшую сторону. На самом деле в ремастере полно кат-сцен, которые выглядят лучше, чем оригинал, но менее удачных вариантов действительно немало.

Увы, в случае с ремастерами, затрагивающими освещение, такое случается сплошь и рядом. Первоначальные ролики создавались под определённый свет, качество которого обусловлено техническими ограничениями, и попытки его улучшить в самой игре приводят к нарушению художественного видения кат-сцен. Разработчики встают перед выбором: регулировать освещение зоны в пользу сохранения кат-сцены в неизменном виде или улучшить свет на уровне в целом. Чаще всего побеждает последний вариант, ведь игрок может находиться на локации часами, а диалог закончится через пару минут.

Персонажи

Пожалуй, наибольшие проблемы ремастера касаются изображения некоторых персонажей.

Так, например, в Legendary Edition есть баг, из-за которого наш бравый командор в некоторых сценах (их порядка восьми штук на всю игру) выглядит крайне нелепо. Проблема проявляется только на модели классического Шепарда. Мы проверили женский стандартный вариант, а также «кастомных» мужчину и женщину — в их случае бага нет.

Но если проблема с анимацией глаз Шепарда не так сильно заметна, то с внешностью Эшли Уильямс ситуация куда серьёзнее. Дело в том, что кожа персонажа в игре будто бы не подвержена влиянию освещения. Во многих сценах, в которых героиня хорошо освещена, создаётся впечатление, что тени на ней попросту не работают.

И даже в полумраке, где этот эффект пропадает, Эшли выглядит слишком неестественно. Особенно на фоне базового Шепарда или капитана Андерсона, которому для переиздания нарисовали совершенно новую текстуру лица. Проигрывает она даже некоторым третьестепенным NPC, у которых в игре не более пары минут экранного времени:

Остальные же герои выглядят прекрасно — Гаррус, Рекс и Тали получили обновлённые текстуры, равно как и все варианты особой брони для них.

Над Лиарой же разработчики постарались особенно — ей нарисовали новую одежду с повышенной детализацией и складками, а также слегка изменили макияж и добавили шейдеров:

Благодаря новым текстурам детализацию повысили до весьма приличного по меркам игр с видом от третьего лица уровня.

Звук

Отдельным пунктом хотелось бы выделить звук, качество которого стало лучше на порядок. Если в оригинальной Mass Effect оружие едва стрекотало, то в переиздании ситуация совершенно иная — даже обыкновенный пистолет отныне звучит мощно и грозно, не говоря уже о снайперской винтовке или дробовике.

То же касается и речи персонажей, но особенно — жнеца Властелина, от раскатистого голоса которого в гарнитуре со звуком 7.1 по спине натурально бегут мурашки.

Даже удивительно, что BioWare в ходе рекламной кампании переиздания не уделяли этому аспекту особого внимания, ведь звук подвергся значительной переработке. Mass Effect ещё никогда не звучала лучше.

Удобство и UX

Если изменения в управлении Mako не затронули саму концепцию броневика и его физику, то с перестрелками произошли кардинальные изменения. Отныне прицел не расползается на половину экрана, если герой не обучен стрелять из какого-либо типа оружия.

Кроме того, в новом «Легендарном» режиме максимальный уровень игрока остановился на 30-м, что вдвое ниже оригинального порога. При этом очки навыков выдают в двойном размере. Авторы, впрочем, предусмотрели возможность переключиться на оригинальный вариант.

Всё вышеописанное повлияло исключительно на баланс сражений, довольно сильно облегчив игру для тех, кто метко стреляет и быстро реагирует на появление противника — на Normal такие игроки не погибнут даже если будут очень стараться это сделать.

А вот за что разработчики заслужили похвалу, так это за более наглядный интерфейс, созданный с нуля — в этом аспекте игра старается быть ближе к сиквелу и триквелу, используя похожую раскладку элементов.

Кроме того, изменилось и положение камеры — теперь она расположена ближе к персонажу и немного ниже, чем раньше. Вид через плечо также претерпел изменения, благодаря чему Шепард всегда находится в кадре. Раньше из-за капризов камеры он мог попросту исчезать из поля зрения.

Впрочем, несмотря на желание сделать как лучше, разработчики не озаботились некоторыми улучшениями, которые напрашивались многие годы. Прилипание к укрытиям так и остались автоматическим, а кнопка пропуска строчки диалога обладает смежной функцей выбора варинта ответа (актуально для консольных версий), что приводит к случайным несвоевременным нажатиям и последующим перезагрузкам сохранения. Последнюю проблему успешно решили в Mass Effect 3, просто распределив функции между двумя кнопками, но что-то помешало разработчикам переиздания сделать так же — на фоне радикальной переработки графики такая мелочь кажется не наплевательским отношением или ленью, а недальновидностью. Для переиздания, которое по своей сути обязано учитывать и исправлять ошибки оригинала, это как минимум странно.

Отдельно стоит отметить и длительность загрузок, которые сократились до пары секунд. Теперь исследование галактики не упирается в нежелание постоянно смотреть на экраны загрузок или неудобное управление Mako, что впервые зародило во мне искреннее желание объездить всю галактику.

***

У ремастера Mass Effect есть свои недостатки. Часть, как излишне интенсивный «блюр» в некоторых сценах или проблемы с глазами Шепарда, могут исправить патчами, но вряд ли разработчики станут переделывать утративший зловещую атмосферу Иден Прайм. Тем не менее игра выглядит чертовски хорошо, и большая часть визуальных обновлений пошла ей лишь на пользу.

Пожалуй, наибольшим недостатком Ledendary Edition является то, что после впечатляющего ремастера оригинальной игры вам предстоит запустить сиквел, который не получил должного внимания.

Mass Effect 2

Самым удивительным откровением оказалось то, насколько сильно возросло качество графики первой части серии. Сразу после прохождения я ради интереса запустил сиквел, перенёс в него свои сохранения и с удивлением обнаружил, что Mass Effect 2 выглядит значительно хуже обновлённого оригинала.

В отличие от первой части, вторая не подвергалась радикальным изменениям. Чуть более чёткие текстуры, высокое разрешение и новые источники света на некоторых локациях — вот и все нововведения.

Однако основная проблема — освещение. В своё время вторая часть пожерствовала количеством и качеством источников динамического освещения в угоду увеличению общего качества моделей и детализации окружения. Это было заметно и во время выхода игры в 2010 году, но сейчас бросается в глаза ещё сильнее — особенно после ремастера первой игры.

Нет в Mass Effect 2 и полноценных бликов с отражениями, которые по-настоящему преобразили картинку оригинала после ремастеринга. Все металлические и стеклянные объекты похожи на пластик — такими, впрочем, они были и 11 лет назад.

В некоторых моментах Mass Effect слишком тёмная. Эта проблема была характерна всем трём играм серии, но первая часть в переиздании от неё избавилась. В отличие от сиквела, где фоны и персонажи зачастую сливаются воедино.

К тому же, уже на моменте переноса персонажа из первой игры заметно, что Шепард будто бы слегка помолодел — текстура кожи разгладилась, её цвет выравнялся, а морщины стали менее заметными.

Дело в том, что для ремастера первой игры использовалась текстура лица из третьей части, где переживший многое герой стал выглядеть более заматеревшим и потрёпанным жизнью. Mass Effect 2 же унаследовала лицо из оригинальной первой части, как и её переиздание.

И если Шепард по какой-то причине не удостоился единой для всех трёх игр текстуры лица, то другим персонажам по неизвестной причине изменили внешность, и далеко не в лучшую сторону. Так, например, пострадала Келли. Помощница главного героя не только обзавелась новой стрижкой, но и явно прибавила пару килограммов:

В остальном же игра выглядит действительно лучше, пусть и незначительно. Игроки, предпочитающие персональные компьютеры, вряд ли увидят для себя что-то радикально новое в ремастере Mass Effect 2 — как и большинство подобных переизданий, основной упор здесь делается на консольщиков, которые видели оригинал лишь в 720p при 30 кадрах в секунду на поколении Xbox 360 и PlayStation 3.

***

Mass Effect: Legendary Edition — это масштабный ремастер оригинальной игры, в нагрузку к которому идут слегка подрихтованные сиквелы. Несмотря на то, что в целом я остался доволен переизданием, огорчение вызывает то, что основные усилия были потрачены на первую часть. Пример доработки оригинальной игры демонстрирует, как сильно процесс ремастеринга может осовременить классику, и хотелось бы видеть аналогичный подход и к двум её продолжениям. Пусть даже и за отдельную плату.