Блог: ремейк Mafia

Mafia

Оригинальная Mafia: The City of Lost Heaven 2002 года выпуска была во многом удивительной игрой. Её разработала чешская студия Illusion Softworks, сотрудники которой знали о мафиозных кланах США лишь по фильмам и немногочисленным популярным книгам, вроде «Крёстного Отца» Марио Пьюзо. Тем удивительнее, что именно их творение оказалось наиболее аутентичным, став единственной по-настоящему укоренившейся в поп-культуре видеоигрой на данную тематику.

Когда 2K Games анонсировала полноценный ремейк, получивший дурацкий подзаголовок Definitive Edition, многие фанаты восприняли его с настороженностью — слишком уж многие важные элементы, составлявшие особое очарование Mafia: The City of Lost Heaven, не вписываются в реалии современной игровой индустрии. И опасения эти оказались отнюдь не беспочвенными.

О новой версии Mafia нужно знать три важные вещи. Во-первых, креативным директором проекта выступил Хэйден Блэкмен, создатель и идеолог Mafia III и руководитель разработки Star Wars: The Force Unleashed, также приложивший руку к сценарию последней. Во-вторых, в отличие от других современных ремейков, авторы не задавались целью воссоздать игру дословно — они переписали все диалоги, а локации значительно переработали. В-третьих, разработчики из Hangar 13 с высоченной колокольни плевали на все постулаты авторов оригинала, старавшихся создать приземлённую и правдоподобную игру, количество условностей в которой сведены к минимуму.

Первоначально я планировал написать полноценную рецензию, но по мере прохождения желание это делать становилось всё слабее и слабее. С каждым новым эпизодом градус раздражения от увиденного нарастал, и на финальных титрах я с раздражением отбросил геймпад — и дело не в том, что лично мне не понравилось в этой игре. Мне попросту обидно, что авторы ремейка с таким издевательским пренебрежением подошли буквально ко всему, что в своё время бережно создавали чехи.

Для того, чтобы объяснить, почему мне не понравилась новая игра, проще всего перечислить несколько ключевых моментов, которые резко противоречат подходу Illusion Softworks или создают диссонанс. Но для начала я отмечу достоинства ремейка.

Многие эпизоды в новой Mafia действительно стали лучше. Например, прогулка с Сарой, будущей женой протагониста Томми Анджело, была расширена и получила куда более красивое развитие. Эпизодов, требовавших явного вмешательства сценариста, в игре было немало, но их проблематика очевидна уже давно — их критиковали годами, и даже сам Дэниел Вавра, ведущий сценарист и дизайнер оригинальной игры, признал, что хотел бы их переписать. На момент созданий Mafia ему было всего 23 года, это был его дебют, и за некоторые аспекты сценария Вавре стыдно до сих пор.

Помимо доработок сценария нельзя не отметить режиссуру кат-сцен и работу по передаче атмосферы эпохи — всё это сработано выше всяких похвал. Газетные вырезки, выпуски новостей по радио, рекламные материалы, вывески и другие элементы обеспечивают замечательное погружение в тридцатые годы прошлого столетия.

А ещё заметно лучшим героем оказался новый Томми — его характер стал правдоподобнее и теперь не диссонирует с тем, какие поступки он совершает. Обновлённый Анджело, например, искренне желает отомстить подонкам, что разбили его автомобиль и отдубасили его самого. Или, к примеру, действительно запугивает проститутку, прежде чем её отпустить, чтобы та поняла серьёзность ситуации, в которой оказалась. Томми из оригинальной игры был слишком уж мягким парнем для мафиози, совершающего хладнокровные убийства. Другое дело, что его порядочность как человека никуда не делась, что сделало образ более цельным и интересным.

Важно отметить и новый саундтрек. Да, оригинальные композиции засели у многих в голове, но обновлённое музыкальное сопровождение также прекрасно, а заглавную тему авторы и вовсе решили оставить, лишь сделав ей новую аранжировку.

А вот говорить о недостатках ремейка Mafia куда сложнее, и я предпочту по пунктам перечислить конкретные эпизоды, механики и особенности, которые мне категорически не понравились. Увы, без спойлеров тут не обойтись.

  • Персонаж Поли подвергся полной переработке, превратившись в эдакого алкоголика-юмориста, который только и делает, что лепит невероятно глупые шутки. У актёра весьма нетипичная внешность, а его гнусавый голос с невыразительными интонациями — худший перфоманс, который мне приходилось слышать в играх за последние годы. Герой получился настолько отталкивающим и даже раздражающим, что его трагическая смерть в финале не вызвала никаких эмоций.
  • В игре масса «голливудских» моментов, от прыжка на автомобиле через раздвигающийся мост до безрезультатной стрельбы (в упор) из автоматов по машине, в которой находится три человека. Сюда же можно отнести физику автомобилей и невменяемую камеру, которая постоянно норовит зрелищно показать занос машины со стороны, как это было в Mafia III. Вот только если в последней это было уместно благодаря эпохе «масл-каров», то в случае с древними тарантасами начала прошлого века выглядит странно.
  • В какой-то момент нам показывают кат-сцену уровня «Матрицы»: Томми едет на мотоцикле, падает с него и на протяжении пары метров продолжает скольжение по асфальту на собственной заднице, параллельно расстреливая из пистолета одного из противников.
  • Эпизод с побегом из борделя не поддаётся никакой логике. Анджело ставит бомбу под столом в кабинете управляющего, после чего собирается вылезти через окно, располженное буквально в двух метрах от смертоносного заряда. Пока герой мнётся, раздумывая, как бы улизнуть, бомба взрывается прямо у него за спиной и, не причинив никакого вреда, перебрасывает его на соседнюю крышу. В оригинальной игре Томми вышел в коридор и успел пробежать здание насквозь — только тогда прогремел взрыв, что и спасло его от гибели. В ремейке это намеренно переиграли — перед тем, как вылезать в окно рядом с бомбой, Томми действительно пытается выйти в коридор, но видит подоспевших копов и решает не высовываться.
  • В игре также есть эпизод, в ходе которого Поли и Сэм рассказывают Томми о случае, когда владелец бара отказался платить дону Сальери за защиту, заручившись помощью пары амбалов, и чуть было не отметелил героев. Сэм нашёл невероятный выход из ситуации — достал свой детородный орган и обоссал всё помещение, размахивая им. Видимо, сценаристам эта байка кажется остроумной и добавляющей героям жизни, и я искренне надеюсь, что сценарии они пишут без подобных эксцессов.
  • История про собачку, которую оттрахала половина псов в городе — самая глупая и бездарная попытка провести мудрую аналогию на моей памяти. Её рассказывает Фрэнк Коллетти, критикуя Томми за то, что он сорит деньгами. Мне пришлось поставить игру на паузу, чтобы отсмеяться — сложно поверить, что взрослый человек и профессиональный сценарист способен на полном серьёзе написать такую ахинею.
  • «Классический» уровень сложности, вопреки заверениям разработчиков, не имеет ничего общего с оригинальной игрой — это бездумно сработанный режим, в котором рядовой противник умирает лишь после получения пяти выстрелов в грудь из револьвера.
  • Лишние элементы интерфейса нельзя отключить — вы всегда будете видеть не только текст с описанием текущей задачи, но и маркер цели. Даже если вам просто нужно следовать за спутником, который только что вышел из вашей машины, огромный жёлтый ромб будет висеть над его головой. Разработчиков не волнует, что маркер дублирует функционал мини-карты. Эти маркеры не отключаются ни в опциях, ни на «Классическом» уровне сложности, среди особенностей которого заявлен минималистичный интерфейс.
  • Упрощению подвергся и способ хранения автомобилей. Можете забыть про реалистичную парковку, где стоят все ваши транспортные средства. В ремейке её заменили волшебным гаражом — в нём вы просто выбираете нужную машину и она телепортируется во внутренний дворик бара Сальери. Это один из самых сильных ударов по атмосфере оригинала и показатель того, насколько такие фундаментальные для концепции детали первоисточника безразличны разработчикам из Hangar 13. Создатели оригинала намеренно отказались от подобного подхода, чтобы даже в такие моменты не прерывать погружение.
  • Другой недостаток касается сражений. Коктейли Молотова есть у каждого второго противника и служат они отнюдь не благой цели улучшения геймплея. Дело в том, что новая Mafia — это позиционный шутер, в котором игрок и противники прячутся за укрытиями. Коктейли здесь нужны для того, чтобы заставить игрока двигаться, а не отсиживаться за баррикадами. Это легко считывается по тому, что перед броском противник громко кричит «Молотов!» — сие означает, что вам пора бежать. Вы можете даже не видеть, кто кидает бутылку с горючей смесью, но она точно разобьётся о голову Томми, если не сменить позицию. Увы, создание ИИ хоть на толику умнее табуретки не входило в приоритеты Hangar 13 — авторы выбрали наилегчайший из возможных путей.
  • Неуместность коктейлей Молотова в игре особенно подчёркивается в эпизоде с похоронами. Томми оказывается в церкви, где идёт служба по убитому преступнику, на которой присутствуют подельники усопшего. Один из них с удивлением узнаёт в главном герое убийцу друга, после чего завязывается перестрелка. Люди в классических костюмах вдруг начинают доставать из-за пазухи пиджаков бутылки с зажигательной смесью, которые, видимо, специально принесли на похороны — на всякий случай, вдруг придётся сжечь кого-то заживо!
  • Красные. Взрывающиеся. Бочки.
  • Речь Сэма в финале лишилась одной из самых важных реплик, подводящих итог всей игре — «Friendship ain’t worth shit» («Дружба не стоит ни хрена»).
  • Сцена гибели Томми  доведена до абсурда. В оригинале труп героя одиноко лежит на газоне, уставившись мёртвыми глазами в пустоту, а его же закадровый голос толкает речь о важности твёрдо держаться своих убеждений и соблюдать баланс амбиций — это своеобразная мораль о том, к чему может привести гангстерская жизнь. В ремейке её превратили чуть ли не в хэппи-энд — смертельно раненый герой лежит на траве, на шум выстрела прибегает вся его семья, в окружении которой он и умирает, высказав облегчение от того, что их не тронули, а значит после смерти Томми они будут в безопасности.
  • На финальных титрах играет хип-хоп…

Всё это накладывается на ставшие уже легендарными баги, перекочевавшие из Mafia III. Здесь и падающие с неба автомобили, и застревающие в стенах противники, и несостыкующаяся друг с другом анимация добивания и смерти, и поздно подгружающееся в помещениях освещение, и баги физики, благодаря которым машина при столкновении может совершить реактивный рывок в небеса, и даже пропадающие без какой-либо причины тени.

Ситуация с ремейком Mafia сложилась весьма неоднозначная. Это игра с очень скучным игровым процессом, вобравшим в себя всё худшее из позиционных шутеров десятилетней давности. При этом она успешно пересказывает отличную историю, дополняя её массой хороших находок, но делает это бездумно, а потому сильно теряет в важнейших нюансах, и это особенно заметно на примере пары сцен из финала.

И даже излишний упор на зрелищные моменты и неуместный пафос не смогли бы испортить эту игру, не приложи авторы ремейка все усилия к попранию самой сути культового оригинала. В результате мы получили ремейк, который не сохранил никаких ключевых нюансов первоисточника (речь тут не о сценарии), пересказав историю на новый лад. И эта история наверняка понравится многим из тех, кто не питает любви к Mafia 2002 года выпуска или же попросту не играл в неё, но даже как самостоятельное произведение она посредственна — спасибо наискучнейшему геймплею.

Что же касается состоятельности её как ремейка, требующего основательного подхода и уважения как к эпохе, так и к классической игре, то… Хип-хоп на титрах, ребята. Хип-хоп на титрах…

Комментарии


Larus

Пока только три мисси прошел и согласен. Ну что это за "доедь до ремонта дороги чтобы автоматически сбросить одну преследующую тебя машину". И так три раза. Что за прыжок через мост? НУ скучно ж безумно просто. Я по памяти сразу попытался свернуть во дворы, но всё равно пришлось возвращаться на трассу к этим точкам.

Понравилось как переработали сцену где Томми прибегает в бар Сальери. А вот "Дайте мне шанс разбить им тачки" мне не зашло. Мне больше нравится как в оригинале было, где его по факту выбора лишили - либо ты с Сальери, либо Морелло тебя уработает. Но в принципе терпимо.


Forcemaster

Тот случай, когда лучше бы просто пришили текстурки погуще да разрешение пошире. Эта словно бы нарочитая нелепость происходящего наглухо убивает саму возможность серьёзно смотреть на происходящее. А ведь во многом за это любят оригинал. А я то опасался за боевую систему - не только её зафейлили =(


Allard

В оригинал я не играл, поэтому... поэтому лучше поиграю в него.


STEALTH3000GT

Почему автор так прикопался к Хип хопу в титрах мне не понятно. Ведь это же было и в оригинале

https://youtu.be/Wva2jz7bUN4

К тому же довелось мне перед прочтением сего блога посмотреть ролик Логинова. И не могу с ним не согласиться по поводу персонажей. Ангар все же пытался сделать эмоциональных персонажей из картона. Переиграть ещё раз в оригинале, вся серьезность того же Поли проявляется в отсутствии анимаций на его лице. И при современной графики просто подтянуть текстуры на лицах было бы просто ужасно.


ShielD
В 01.10.2020 в 18:55, Nuke-Bot 2000 сказал:

Хип-хоп на титрах, ребята. Хип-хоп на титрах...

Ы!

Обсудить на форуме ➥