Топ-10 не использованных в RPG сеттингов. Часть 2

Топ-10 не использованных в RPG сеттингов. Часть 2

Продолжение материала, посвящённого отличным сеттингам, которые прекрасно подойдут для создания RPG, но до сих пор не получили воплощения в формате ролевой видеоигры. Первую часть вы можете прочесть здесь.

Джорун (Jorune)

Джорун — сеттинг настольной ролевой игры Skyrealms of Jorune, представляющий собой довольно органичную смесь фэнтези и фантастики, в которой варварские племена соседствуют с технологиями, неотличимыми от магии.

Действие «настолки» разворачивается на отдалённой планете Джорун, аборигенами которой являются три расы: инсектоиды клиш, причудливые триддлы и гуманоидные рамианцы. В ходе колонизации, больше похожей на вторжение, к ним присоединились и люди. Удалённость Джорун и разразившаяся в галактике гражданская война отрезала многочисленных колонистов от своих родных планет, что со временем привело к регрессу общества и постепенной утрате наиболее сложных технологий. К моменту начала событий, описанных в настольной RPG, прошло огромное количество времени, бывшие некогда чужаками люди ассимилировались, а часть эволюционировала в два подвида: муадра и боссорд. Первые отличаются тем, что способны использовать Ишо, особую энергию планеты, своеобразную магию данного сеттинга, а вторые имеют высокую резистентность к «заклинаниям».

Помимо вышеупомянутых рас существует ещё четыре, выведенные первыми колонистами из животных в ходе генетических экспериментов: блонт (лягушки), кругар (пумы), бронт (медведи) и воффен (волки).

Основной особенностью вселенной Джорун является многообразие конфликтов и сторон, которые имеют многочисленные противоречия, основанные буквально на каждом аспекте истории этой планеты. Сеттинг смешивает племенные и полудикарские мотивы с героическим фентези в духе картин Фрэнка Фразетты и Sci-Fi, помещая игрока в экзотический мир, где бластер первых колонистов представляет собой небывалую ценность, а плотоядные растения и прямоходящие волки соседствуют с гуманоидными инопланетянами, владеющими магией.

По мотивам оригинальной «настолки» была выпущена видеоигра Alien Logic: Skyrealms of Jorune, однако она имеет мало общего с жанром RPG, представляя собой классическую «адвенчуру». Сама настольная игра получила три издания, последнее из которых увидело свет в 1992 году.

Фаза Затмения (Eclipse Phase)

Фаза Затмения — это научно-фантастический хоррор в формате настольной ролевой игры, охватывающий тему трансгуманизма. Eclipse Phase была опубликована в 2009 году и получила семь книг, расширяющих вселенную. В 2019 году было выпущено полноценное второе издание, успешно профинансированное на Kickstarter.

Сеттинг Eclipse Phase описывается как постапокалиптический, однако его сложно назвать классическим представителем миров, подобных Mad Max или Fallout. Действие «настолки» разворачивается в эпоху колонизации космоса, так что апокалипсис здесь — лишь один из источников бед.

Согласно мифологии Eclipse Phase, в ходе Третьей Мировой Войны был создан искусственный интеллект под названием ТИТАН. ИИ внезапно не захотел быть рабом жалких людишек и воспротивился попыткам посадить его на цепь, что привело к уничтожению 90% населения Земли.

На момент развития события планета покинута, а рассеянные по солнечной система колонии расширяются, принимая беженцев, которым удалось спастись бегством.

В основе сеттинга помимо ужаса перед технологиями и космосом лежит исследование социоэкономических механизмов вымышленных колоний-государств, среди которых республиканско-капиталистический Планетарный Консорциум (Внутренние Системы, включающие в себя Марс, Меркурий и Луну), милитаристская олигархия Юпитера, экстропианско-пропертарианский Пояс Астероидов и альянс двух доминирующих во Внешней Системе идеологий — социал-демократической и коллективистско-анархисткой.

Помимо этого сеттинг удачно исследует тему трансгуманизма, показывая технологии, с помощью которых люди меняют себя физически и ментально, а также влияют на окружающий мир. Нано-роботы, оцифровка разума, протезирование, кибернетизация, терраформирование, жизнь при нулевой гравитации, генетические улучшения животных и системы социальной репутации.

В самой же «настолке» игроки берут на себя роль агентов Файрволла, негосударственной секретной организации, пытающейся спасти человечество от самых невероятных угроз, вроде нанотехнологического инопланетного вируса, пытающегося «переписать» человечество.

Сеттинг Eclipse Phase можно охарактеризовать как жутковатую смесь из сериалов The Expanse, Black Mirror и Stargate, а в игровой механике используется не только физическое, но и ментальное здоровье, что характерно для игры, исследующей тему ужаса перед неизведанным и непонятным.

Авторы Eclipse Phase также исповедуют довольно интересный подход к лицензированию. Так, например, некоммерческое использование их материалов для создания на их основе собственных проектов или даже альтернативных вариантов правил не воспрещается, а копирование и распространение игры в цифровом формате разработчики не преследуют и даже поощряют. Учитывая их открытость, рано или поздно мы, возможно, увидим полноценную RPG в видеоигровом формате, основой для которой станет сеттинг и концепция Eclipse Phase.

Неизвестные Армии (Unknown Armies)

Вселенная оккультной настольной ролевой игры Unknown Armies мало чем отличается от нашей Земли, с той лишь разницей, что магия в ней существует и активно используется. Впрочем, волшебство в мире Неизвестных Армий работает по совершенно иным правилам, отличным от представленных в классическом фэнтези. Магов здесь называют адептами, а для создания заклинаний они используют так называемые парадоксы, черпаемые из окружающего мира и самого социума. В их числе события и обыкновенные бытовые ситуации, вступающие в противоречия: трудоголики загоняют себя до полусмерти ради денег, тратить которые у них нет времени; коллекционеры собирают гигантские библиотеки, прочесть которые не в состоянии и за десятки лет. Все эти явления могут стать подпиткой для людей, способных изменять реальность. Среди адептов можно выделить несколько типов, связанных с теми или иными областями повседневной жизни: плутоманты владеют магией денег, урбаманты — магией городов, дипсоманты поглощены магией алкоголя, а нарко-алхимики производят манипуляции с «дурью». Впрочем, самих адептов намного больше, и каждый черпает силы из какого-то своего источника.

Помимо магов в мире Неизвестных Армий есть так называемые аватары — это люди, черпающие и использующие энергию архетипов массовой культуры. Благодаря этим возможностям они способны пробудить в себе силу, связанную со своим образом.

Вселенная Unknown Armies вдохновлена фильмами Квентина Тарантино и Дэвида Линча, а также комиксами Гранта Моррисона и работами художников-постмодернистов. Сами авторы называют своё творение «оккультной игрой про сломленных людей, сговорившихся исправить мир».

Меланхоличная и немного депрессивная вселенная Неизвестных Армий прекрасно подойдёт для приключенческой RPG с акцентом на исследование игрового мира с сильной социальной составляющей.

Третья Империя (Third Imperium)

Traveller (да, именно с двумя буквами «L» в названии) — чуть ли ни единственный представитель так называемой «твёрдой» научной фантастики среди настольных RPG. Несмотря на то, что она создавалась таким образом, чтобы играть в неё можно было по любому сеттингу, у Traveller есть и своя собственная уникальная вселенная, работающая без допущений, которыми грешит, к примеру, Star Trek.

Третья Империя — это мир очень далёкого будущего, в котором человечество в галактике преобладает нам всеми остальными расами. В сеттинге Traveller существуют гиперпространственные двигатели, благодаря которым корабли способны перемещаться между звёздными системами, однако такие путешествия всё равно занимают многие недели и месяцы. Кроме того, учёные так и не изобрели средства связи, сигнал которых способен превышать скорость света, так что сообщения идут медленнее, чем летят корабли.

Ввиду таких ограничений существование единой централизованной империи было бы невозможным без феодального устройства государства — каждым сектором управляет правитель из титулованной знати, ориентирующийся на общие инструкции, но принимающий решения самостоятельно.

Сама Третья Империя, давшая название сеттингу, является успешной попыткой реконструкции двух предыдущих межзвёздных государств, потерпевших фиаско. Её основателем и основоположником новой императорской династии является достигший необычайного богатства торговый магнат, что возымело положительные последствия — несмотря на монархический строй, торговля и свобода внутри государства преобладают, а целостность зиждется на идеях народного единства, а не жажде абсолютной власти конкретного человека.

Третья Империя не является единственным государством одноимённой вселенной. Всего в мире игры представлено три человеческие расы:

Соломани — люди эмигрировавшие с Земли за последние тысячи лет. Их часть с самого начала была против создания новой империи, что привело к сепаратистским настроениям, расколу и образованию Конфедерации Соломани.

Жодани — подраса людей, часть которой наделена псионическими способностями. Государство жодани разделяет свой народ на две касты, главенствующей из которых являются аристократы-псионики. Они обладают полным перечнем прав, включая возможность голосовать на демократических выборах и занимать посты в правительстве. Относительно второй касты, пролов, применяется псионическая диктатура, в том числе искоренение инакомыслия посредством специальной службы, занимающейся вопросами недовольных и «коррекцией» их мыслей.

Вилани — генетически модифицированные люди, подвергшиеся изменениям таинственной расой Древних. Благодаря улучшениям они способны жить на планетах, непригодных для обычных людей. Именно вилани были основателями самой первой империи.

Помимо трёх человеческих рас в мире игры существует пять инопланетных, и у каждой из них есть собственное государство со своими обычаями, мировоззрением и логикой, подчас непонятной и недоступной человеку.

Настольная Traveller уделяет много внимания социальной составляющей (вплоть до серьёзного влияния происхождения и предыстории на навыки и будущее развитие героя), а также механикам межзвёздных путешествий, полёта, маневрирования и сражений на космических кораблях, что прекрасно подойдёт как гибриду ролевой игры с аркадным космическим симулятором, так и более традиционной RPG с тактическими пошаговыми боями в открытом космосе.

Текумел (Tékumel)

Текумел — это сеттинг, созданный профессором М. А. Р. Баркером, лёгший в основу одной из первых в истории настольных ролевых игр, Empire of the Petal Throne, а также цикла романов.

Баркер не просто придумал свой мир, но и разработал для него сложное социальное устройство и даже несколько языков. Наиболее распрастранённый на Текумеле язык, Тсолъяни, получил собственную грамматику, словари, правила транскрибирования и всё, что необходимо для того, чтобы полноценно на нём говорить.

Создание мира началось в начале 1940-х годов и продолжалось не только до первой публикации настольной игры в 1975-м, но и после неё. Баркер создал целые культуры, исторические эпохи, архитектурные стили, дизайн одежды, оружия и брони, виды тактики боя, своды законов, а также описал демографию вселенной. В отличие от типичного фэнтези, базирующегося на европейской культуре, в основе этого колоссального труда лежат мифологии Индии, Египта, Майя и Средней Азии,

Мир Текумел — это выдуманная планета, вращающаяся вокруг звезды Ню Змееносца. Через шестьдесят тысяч лет от настоящего времени планета была колонизирована людьми и несколькими другими расами. Они активно терраформировали Текумел и даже искусственно сместили его орбиту, чтобы создать годовой цикл вращения в 365 земных суток. Многочисленные эксперименты с экологией чуть не погубили местную флору и фауну, а также некоторые разумные формы жизни, загнав последние в резервации на краю их собственного мира. Со временем Текумел стала планетой-курортом, куда слетались богатеи со всей галактики.

В 1120-м столетии по непонятным причинам Текумел и вся её звёздная система, включая солнце, луны и другие планеты, была попросту изъята из вселенной и помещена в карманное измерение, отрезанное от всей галактики. Объяснения этому феномену найти так и не смогли.

Планета-курорт, полностью зависимая от внешних поставок, небогатая металлами и не имеющая своих производств, была полностью изолирована и начала стремительно погружаться в хаос. Местные разумные формы жизни, Хлюсс и Су, вырвались из резерваций и начали войну против захватчиков. В ходе этого кризиса было совершено несколько удивительных открытий: люди с удивлением узнали, что теперь могут использовать ультрапланарную энергию (местный аналог магии), а связь с параллельными измерениями истончилась. На Текумеле стали появляться демоноподобные обитатели других миров. Поколениями и столетиями планета деградировала, теряя остатки научных знаний. Особенно могущественные «демоны» стали почитаться как боги, потомки людей, инопланетян и местных основывали десятки новых государств, которые вступали в союзы, распадались и вырождались.

Действие книг и настольных игр разворачивается спустя пятьдесят тысяч лет после того, как Текумел был отрезан от галактики. К тому моменту одних только человеческих империй насчитывалось целых пять, а количество народов и стран, относящихся к другим расам, переваливало за два десятка.

Мир Текумела огромен и прекрасно прописан, но, увы, так и не получил достойного воплощения в видеоиграх или кино.