Синтетический джаз. Рецензия на Transistor

Когда разработчики из студии с забавным названием Supergiant Games выпустили свой дебютный проект, Bastion, весь игровой мир пошатнулся в одночасье. Многие не заметили изменений, но именно Bastion задал планку качества нового поколения независимых игр и стал одним из проектов, которые смогли соперничать с гигантами AAA-класса. Потрясающая музыка и шикарный арт-дизайн создавали поистине уникальную атмосферу сказки и приключения в неизвестном, необычном и чарующем мире. Здесь и притаилось то самое неприятное и давящее на виски «но».

В Bastion было скучно играть.

Но игра покорял сердца. Атмосферой, персонажами, музыкой. Игроки могли простить творению Supergiant абсолютно всё за те уникальные эмоции, что она дарила. Именно поэтому анонс Transistor публика встретила с трепетом. Разработчики не пошли простым путём, не стали создавать сиквел успешной игры, вместо этого сделав ставку на оригинальность.

В новой игре Supergiant нам предстоит взять на себя роль певицы по имени Ред, потерявшей голос во время покушения. Злоумышленник, вооружённый похожим на микросхему гигантским мечом, попытался убить артистку после концерта, однако ему помешали. Друг Ред заслонил её своим телом и погиб. Впрочем, смерть не помешала ему существовать в ином обличии. Сознание безымянного приятеля переселилось в тот самый меч, который и носит название Транзистор. Теперь героиня, вооружившись этим оружием, должна найти виновника смерти близкого человека и вернуть неизвестно как утраченный голос.

Стоит отметить, что основная «фишка» Bastion — рассказчик, комментирующий всё происходящее, — вернулась, но в несколько иной интерпретации. В этом качестве выступает сам Транзистор. Да, говорящий меч. И это создаёт невероятный контраст между постоянно молчащей Ред и её неумолкающим спутником. Тот факт, что отныне «рассказчик» является непосредственным участником событий, делает игру лишь атмосфернее.

Несмотря на то, что героиня всю дорогу пользуется одним-единственным видом оружия, вариантов смертоубийства в игре хоть отбавляй. Каждый раз, когда Ред достигает определённой сюжетной точки или развивается до нового уровня, она получает дополнительные модули, встраиваемые в Транзистор. Каждый модуль имеет три абсолютно уникальных эффекта, зависящих от того, как его использовать. Основной режим использования определяет тип атаки, второстепенный добавляет уже установленному модулю какое-либо свойство, а третий, пассивный, даёт бонус. Комбинация двух одинаковых объектов может иметь совершенно разный эффект, зависящий от того, какой из них установлен в качестве модуля поражения, а какой прикреплён второстепенным.

Помимо четырёх слотов для атаки у Ред есть четыре разблокируемые ячейки, в которые игрок также помещать модули. Размещённые там, онидают совершенно иной эффект. Мгновенное перемещение становится бонусом к передвижению во время боевого режима, а невидимость обеспечивает ускоренное восстановление очков действия.

От многообразия различных эффектов и их комбинаций разбегаются глаза, а почти полное отсутствие обучения усугубляет проблему. Разобраться во всех хитросплетениях придётся, иначе игру не пройти, вот только произойти это может не так быстро, как хотелось бы. Впрочем, главное пробовать. Рано или поздно становится очевидно, что все эти уникальные атаки понятия не имеют, что такое баланс. Найдя две удачные комбинации, имеющие мощный эффект при совместном применении, я навсегда распрощался с экраном кастомизации и проблемами в бою. Стоит ли говорить, что схватки после этого потеряли всякий интерес? Досадно, но разработчики второй раз подряд наступили на одни и те же грабли — отсутствием баланса грешил и Bastion.

Впрочем, основная проблема Transistor заключается в том, что игровой процесс, помимо постоянных монологов меча и медленно текущей истории, — которая, стоит отметить, с каждой минутой становится всё запутаннее и интереснее, — почти полностью состоит из битв. Иногда встречаются терминалы, раскрывающие детали игрового мира в виде новостных зарисовок, ещё реже — места взаимодействия, при взаимодействии с которыми можно услышать пару слов от Транзистора. Периодически из воздуха материализуется вход в странный параллельный мир. Своего рода карманное измерение, представляющее собой кусочек пляжа с гамаком, пальмой и кибернетической собачкой, имеет практическое применение. Несколько запертых дверей ведут в комнаты испытаний, которые запоздало помогут освоиться с боевой системой и научат эффективно использовать боевой режим.

Последний, к слову, представляет собой нечто, похожее на VATS из Fallout 3. Войдя в этот режим, игрок сможет потратить очки действия на различные атаки, эффективно комбинируя их между собой. По нажатию клавиши мир начнёт двигаться, а Ред со скоростью молнии исполнит все поставленные перед ней задачи. Несколько секунд на восстановление и героиня снова может применять свою способность.

Всё вышеописанное разворачивается в поразительном и невероятно красивом игровом мире. Уникальная атмосфера рисованного киберпанка, живущего по каким-то невообразимым и чуждым правилам, пропитана тоскливым джазом и чувствуется такой настоящей, что невольно хочется прикоснуться к экрану.

На благо погружения работает и музыка, вновь написанная Дарреном Корбом. Слушать песни, созданные им при участии певицы Эшли Барретт, можно слушать и в отрыве от игры. Немногие игровые композиторы могут похвастаться тем, что их саундтреки становятся популярными далеко за пределами игровой индустрии. Как и в случае с рассказчиком, разработчики приняли верное решение сделать музыку частью игрового мира. Теперь музыкальное сопровождение — не просто мотив, под который игрок весело расщепляет монстров на атомы, а творения главной героини, зачастую заменяющие собой прямое повествование.

Божественно красивая музыка, великолепный арт-дизайн и трогательная до слёз история делают Transistor уникальным приключением. Приключением, в которое скучно играть. Transistor прекрасна, как полотна художников эпохи Возрождения. Но вы когда-нибудь пробовали смотреть на «Мону Лизу» шесть часов кряду?

710

Примечание: игра пройдена на PlayStation 4. Удобство управления, интерфейс и некоторые другие элементы версии для PC могут отличаться и создавать несколько иное впечатление от игрового процесса.