Вопросы выбора в Deus Ex: Human Revolution – два прохождения демо версии

Спенсер, 24 февраля, 2011


Мне удалось дважды сыграть в начало Deus Ex: Human Revolution, точнее, даже два с половиной раза, и это если не считать самой первой презентации игры. Поскольку уже с самого начала игры от выбора игрока зависит очень многое, эти два прохождения дали мне возможность поэкспериментировать и посмотреть на то, как принятые мною решения повлияют на игру. Я собираюсь рассказать об этом подробно, так что читайте этот текст только в том случае, если вам не терпится узнать «А что, если…»

Deus Ex: Human Revolution начинается с того момента как Адам возвращается к работе — спустя шесть месяцев после того, как его тело оказалось модифицировано. Доктор Сариф вызывает Адама, поскольку произошла какая-то чрезвычайная ситуация, но Адам говорит, что ему сперва нужно поговорить с Притчардом, для того чтобы тот отладил его зрение. Можно побродить по офису Сарифа, но Мэри ДеМарли, главный сценарист игры, предупреждает, что если вы надолго застрянете в этом офисе, то последствия вашей задержки могут быть самыми нежелательными. Так что я быстро помчался к Притчарду, который вроде бы что-то отладил, но довольно небрежно, и при этом постоянно насмехаясь над Адамом. У меня была возможность ответить ему оскорблением или просто, не обращая внимания на подколки Притчарда, двигаться дальше по сюжету. Если Притчарда оскорбить, то эти двое начнут препираться, намекая на смерть одного из персонажей во время бойни в лаборатории.

Некоторое время я провёл, исследуя здание, в котором находится офис Сарифа. В нём оказалось полно учёных, уборщиков и журналистов всех мастей, которые пытались понять, что делать в сложившейся ситуации с заложниками. А, точно, это же именно то, чем Сариф попросил заняться Адама! Я заглянул и в офис Адама, чтобы захватить его «карманного секретаря» (я думаю, что это был iPad) а так же аптечку, которая была спрятана в шкафу. Письмо, пришедшее по электронной почте, объясняло детали побочного квеста: кто-то ворует наркотики, и Адаму, как специалисту по безопасности, предлагается выяснить, кто именно. Я еще не провёл даже часа в игре, но уже вовсю проникал в офисы своих коллег для выяснения обстоятельств. Каждый офис заперт при помощи четырёхзначного кода, но если навыки взлома у Адама прокачаны, то проникновение не составит труда. При этом, сотрудники настолько беспечны, что порой мне даже не приходилось прибегать ко взлому чтобы зайти в их офисы — кто-то оставил свой код в электронной почте, кто-то приклеил записку с кодом к столу. Deus Ex: Human Revolution в этом отношении сделана достаточно удобно — так, что когда ты подходишь к двери, то соответствующий ей код, если он у тебя есть, сам возникает на экране. Осталось только проползти через вентиляционную шахту и — вот они, спрятанные наркотики и немного денег. Проблема в том, что если провести слишком много времени в офисе Сарифа, то все заложники, которых нужно спасти, окажутся убиты. В самом начале Сариф предупреждает Адама об этом, но умалчивает о последствиях.

Фарида Малик, суровая женщина-пилот, хоть и не верит, что Адам полностью восстановился, однако, готова доставить его на своём вертолёте к месту выполнения миссии в любой момент. Когда вы первый раз заговорите с Малик, вы можете либо заверить её, что с Адамом всё в порядке, либо спросить, почему она не верит в Адама. Уже в воздухе Сариф объяснит, в чём дело. Зик Седерс, бывший военный герой, захватил фабрику, на которой находилась группа активистов движения против модификаций человека. Зик и сам был модифицирован, но ему показалось, что имплантат сводит его с ума, и он самостоятельно удалил его. Теперь он носит на глазу повязку и выглядит как старый пират. Сарифа даже не столько беспокоят заложники, сколько этот самый имплантат системы «Тайфун».

Перед самой отправкой на фабрику Сариф предлагает Адаму выбор — как урегулировать ситуацию? Мирным путём или не мирным? Вблизи или с расстояния? В результате каждого выбора Сариф снабжает Адама определённым оружием:
Не мирным путём, в рукопашной -> Револьвер.
Не мирным путём, с расстояния -> Винтовка.
Мирным путём, в рукопашной -> Парализующий пистолет.
Мирным путём, с расстояния -> Винтовка с зарядами снотворного.

В первый раз я выбрал освобождение фабрики мирным путём. Сариф вручил Адаму «успокаивающую» винтовку и немного амуниции. Полиции было приказано оставаться на месте, и когда Адам вошёл в здание, все полицейские терпеливо ожидали его, хотя кто-то из младших чинов, явно не привыкший к таким ситуациям и поэтому разнервничавшийся, поприветствовал Адама выразительным словом из четырёх букв. От командира отряда можно узнать где конкретно находятся заложники, а так же получить дополнительную информацию о Зике. Кажется, в прошлом он, действительно, был героем.

По выходу вы получите шесть очков умений. Их можно использовать на приобретение новых навыков или улучшение уже имеющихся, но поскольку так рано в игре новые навыки еще недоступны, вы можете использовать полученные очки для того, чтобы улучшить уже имеющиеся у Адама модификации. Они включают в себя: боевые улучшения, такие как, например, усиленная кожа, которая снижает урон, или улучшение прицеливания, благодаря которому повышается кучность стрельбы., когда Адам стреляет в движении. Кроме этого, благодаря системе «Икар» имплантат, вживлённый в спину Адама, позволяет ему падать или прыгать с большой высоты практически без последствий. Когда он приземляется, вокруг его тела распространяется золотое свечение, поглощающее урон. Модификации рук Адама наделяют его недюжинной силой, так что он способен поднимать достаточно тяжелые предметы (даже роботов!) или пробивать руками стены. Ноги Адама модифицированы таким образом, что он может передвигаться (а позднее и прыгать) совершенно беззвучно. Приобретение новой модификации стоит два очка умений, а её улучшение — одно очко умений. Поскольку я собирался развивать режим невидимости, я выбрал улучшение, связанное с маскировкой, навык хорошей реакции, позволяющей сбивать с ног несколько врагов одним ударом и увеличил количество «батареек» у Адама — вы начинаете игру с двумя, но каждый удар стоит одного заряда, и я подумал, что лучше иметь три. Самая полезная модификация, которую я в первый раз не заметил, это умение видеть сквозь стены. Хотя это и потихоньку расходует заряд драгоценной батарейки, для тех игроков, которые предпочитают играть невидимками — это очень ценное качество. Кроме этого, можно приобрести и систему «Тайфун», ту самую, которую Адам пытается вернуть. С системой «Тайфун» у Адама появляется неплохая бомбочка, которой можно убить сразу всех врагов, находящихся неподалёку. Если её улучшить, то она начинает действовать и на роботов. Поскольку для «Тайфуна» нужна особенная амуниция, видимо, доступная только на более поздних уровнях, вы можете использовать его только один раз во время демо, но есть кое-какие уловки, о которых стоит упомянуть. Помните систему «Икар»? Так вот, если применить комбинацию «Икара» и «Тайфуна», можно спрыгнуть с крыши, сбрасывая бомбу — точь-в-точь, как вы видели в трейлере. Такие улучшения как рентгеновское зрение и маскировка включаются довольно просто — кнопками на датападе. Надо заметить, что система инвентаря в Deus Ex: Human Revolution проста и удобна в использовании. Все вещи Адама можно быстро просмотреть при помощи специального инструмента, и менять оружие можно и на ходу. Когда вы меняете оружие или выбираете гранату, игра останавливается.

Вход на фабрику охраняется. Первого я уложил из своего несмертельного оружия. Теперь можно коротко нажать на кнопку, чтобы сохранить ему жизни, или, удерживая её, сделать так, чтобы Адам добил его клинком, скрытыми в его модифицированных руках. Хотя оставшиеся в живых враги могут разбудить своих товарищей, у милосердия есть и свои преимущества: за каждого поверженного врага даётся 10 очков опыта, плюс еще 20 если враг остался жив. Так что если вы пойдёте путём убийцы, то будете получать только по 10 очков опыта за каждого врага. Адам, кстати может оттаскивать тела в укрытие. Я продолжил и уложил ещё двух солдат, после чего энергия закончилась. Хотя у меня и было три батарейки, в ходе игры заряжается *только одна*. Поэтому перезарядка занимает около минуты, или тридцати секунд, если прокачать способность перезарядки до максимума. Остальные батарейки можно зарядить только если съесть кибер-энергетический батончик.

Это означает, что Адам может полностью использовать маскировку всего лишь в течение трёх секунд, и ему нужно ждать целую минуту перед тем, как уложить ещё одного врага. Одним словом, если вы хотите играть в милосердие, то придётся запастись терпением. Кроме того, усыпляющих дротиков на всех врагов не хватает. Если вы будете достаточно осторожны, то мимо некоторых врагов можно будет прокрасться. Но если вы решили стать безжалостным убийцей, то в игре вы найдёте достаточно боеприпасов. Пули разбросаны повсюду, спрятаны в укромных местах, да и обыскивая трупы врагов можно также пополнить снаряжение.

В следующее прохождение я нашел другой путь на фабрику. Можно забраться на крышу, используя так удобно стоящую поблизости тележку. Если взять её с погрузчика и поместить прямо перед контейнером с грузом, то Адаму удастся избежать той первой драки, о которой я только что говорил. Впрочем, на фабрику можно пробраться разными путями, начиная от прыжков по балкам и заканчивая ползанием через вентиляционные шахты. Выберите крышу, и тогда Адам сообщит о дыре в системе безопасности Притчарду, который помогает ему через коммуникатор, причём сделает это довольно нелицеприятно. Как вариант, Адам может проползти под коробками, после чего окажется в более выгодной для первой схватки позиции.

Внутри складских помещений я пробрался мимо очередной группы охранников, использовав отвлекающий манёвр: кинул коробку. Потом я нарвался на еще одну группу, увлечённую разговором. Можно затаиться и послушать, как они разряжают своё оружие в воздух, а потом вырубить их просто ударами кулака. Далее меня остановила дверь, запертая опять на четырёхзначный код. К сожалению для Адама, тут никто не записал кода на соседней стене огромными цифрами при помощи баллончика с краской. Пришлось играть в мини-игру «взломщик». Смысл игры в том, чтобы заставить маленькие узлы двигаться к большой узловой точке, которая открывает дверь. Каждый раз, когда очередной узел продвигается, есть опасность что сработает система безопасности. И хотя целью этой игры является открыть дверь, за особо хитроумные комбинации можно получить очки опыта. Кстати говоря, в Deus Ex: Human Revolution есть масса способов получать опыт, в том числе — находить альтернативные пути проникновения в помещения или читать электронные книги

Забравшись по вентиляционной шахте наверх, я, наконец, обнаружил заложников. Увидев Адама с винтовкой наперевес, они заметно испугались и закричали ему, чтобы он убрал оружие. После того, как они убедились, что моё несмертельное оружие не причинит им вреда, один из них объяснил мне, что в комнате находится бомба замедленного действия. Естественно, до срабатывания механизма осталось всего несколько секунд, и я бросился взламывать его защитную систему, но неожиданно нашёл и более простой способ обезвредить бомбу. Мужчина, оказавшийся теперь в безопасности, сообщил Адаму, что его жену взял в заложники сам Зик. Можно успокоить работника фабрики, сказав ему, что спасёшь его жену, или же отказаться, сославшись на более важные дела.

Я продолжил свой путь по складу, и дорогу мне перегодил вооруженный двумя автоматами робот. Держитесь от него подальше, иначе он станет стрелять и сразу же убьёт Адама. Я сперва попытался взломать находящиеся поблизости терминалы, и нашел диск с вирусом, но это лишь открыло двери. Значит, разгадка кроется в том, что нужно избежать драки и найти другой путь. Я осмотрелся и нашёл вентиляционную шахту, скрытую двумя тележками. К этому времени я уже понял, что вентиляционная шахта, как правило, означает приглашение совершить обходной манёвр, так что я сдвинул тележки и обошёл робота. Как только я попал в следующую комнату, началась кат-сцена: Несмотря на то, что группа заложников протестует против модификаций, среди них был модифицированный человек, который был подключен к компьютеру. Он достал оружие и направил его сперва на Адама, а потом — на себя. Что же такое тут произошло?

Еще несколько комнат, несколько драк с применением успокаивающих дротиков, и я увидел Зика. Я думал, что придётся драться, но вместо этого на экране возник текст с несколькими вариантами выбора. Зик стоял посреди комнаты, направив дуло пистолета на заложницу, ту самую жену одного из мужчин, которого я встретил раньше. Теперь у нас есть выбор — отпустить Зика, затеять драку или попытаться убедить его и таким образом разрешить ситуацию. Если попытаться пристрелить Зика, он тут же убивает заложницу и говорит, что теперь её кровь на руках Адама. Но и Зика можно убить с одного выстрела — ДеМарли говорит, что пристрелить Зика до того, как он убьёт заложницу возможно, но трудно. Если отпустить Зика, то он попытается сбежать с фабрики вместе с заложницей, и в результате оба будут убиты. Не тянет на счастливый финал, но, тем не менее, миссия Адама выполнена. Однако, я попытался всё же поговорить с Зиком.

Адам может ответить тремя способами: унижение, урезонивание или убеждение. Интересно то, что среди этих последовательностей единственно правильного ответа нет. Каждый раз Зик отвечает по-разному и если вы хотите, чтобы он освободил заложницу, то нужно выбирать те варианты ответов, которые, по вашему мнению, Зик хотел бы услышать. К счастью, в игре есть возможность увидеть, что именно скажет Адам еще до того, как вы сделаете свой выбор. Я был рад этому, потому что, например, «унижение» оказалось совершенно не тем, что я думал — не униженным ответом, а возможностью унизить Зика. Кстати, в Deus Ex: Human Revolution есть одна модификация, которая помогает в «словесной битве». Если улучшить сознание Адама, то через его улучшенный визор можно увидеть профиль того, с кем вы разговариваете и сделать выводы о том, какие ответы ваш собеседник захочет услышать. Кроме этого, на визоре появляются данные о движении зрачка Зика, частоты его пульса и потоотделении. Еще есть очень удобный индикатор, который выглядит как шкала, поднимающаяся и опускающаяся после каждого выбора — это дает представление о том, насколько успешно проходит разговор с Зиком.

Эту часть игры я прошел несколько раз, чтобы увидеть все возможные варианты. Если вы выбираете те ответы, которые не нравятся Зику, он пытается сбежать вместе с заложницей, убивая её. Для того чтобы это произошло, достаточно двух «ошибок». Вскоре стало понятно, что с Зиком можно договориться, убедив его, что его одурачили. Также можно напомнить Зику о его геройском прошлом и сказать ему, что он не убийца. Если вы «выиграли», то Зик отпустит заложницу, но сам уйдёт. Это событие будет иметь дальнейшие последствия в игре. После освобождения заложницы Малик и её вертолёт ждут Адама, для того, чтобы доставить его в штаб, но моя демо-игра на этом закончилась, и я вышел в главное меню.

Моё любопытство усилилось после того, как я увидел, как несколько принятых решений моментально изменили ход игры. Как будет развиваться сюжет в зависимости от того, кого ты убиваешь, а кого — оставляешь в живых? Насколько сильно в игре то, что называется «эффектом бабочки»? Что ж, когда Deus Ex: Human Revolution выйдет, а это случится уже довольно скоро, мы всё узнаем.

Перевод Missis Taylor,
www.rpgnuke.ru